Нападающий удар.
1. Передача из зоны 5 в зону 2 и далее в зону 4; из зоны 4 — нападающий удар в любом направлении. После 5—6 ударов дается задание — бить в зону 1; одновре-
менно с групповым блокированием закрыть направление удара. Обращается внимание на своевременность прыжка, на постановку рук крайним блокирующим, на взгляд блокирующих.
2. Передача из зоны 6 в зону 2; из зоны 2 нападающий удар левой или правой рукой. Задание — совершенствовать одиночное блокирование.
Подача избранным способом.
1. Игрок выполняет 5—6 подач, стараясь подать в зону 6.
2. Подача в зону 6, откуда следует передача в зону 2 для удара; из зоны 2 — нападающий удар левой или правой рукой.
3. То же, но организуется одиночное блокирование.
4. Передачи в бросках с приземлением на грудь.
5. Тренер, стоя у сетки, набрасывает мяч игрокам, которые стоят полукругом у лицевой линии площадки. Игрок в броске передает мяч тренеру (необходимо, чтобы каждый игрок предварительно выполнил падение с приземлением на грудь без мяча).
Учебная игра 6Х6.
Заключительная часть — 2 мин.
Медленный бег. Ходьба. Замечания по уроку, объявления.
Урок тридцать четвертый
Задачи урока:
1. Совершенствование технических и тактических приемов игры при выполнении верхней подачи, передач, нападающих ударов и блокирования.
2. Тактические комбинации.
Продолжительность — 2 часа.
Подготовительная часть— 15 мин.
Ходьба в различном темпе, бег с изменением направления и темпа,ходьба.
Упражнения в парах с сопротивлением.
Прыжки с имитацией блокирования у сетки. Прыжки с имитацией нападающего удара правой и левой рукой. Прыжки с доставанием баскетбольного кольца или другого предмета. Ходьба.
Основная часть — 100 мин.
Совершенствование технических и тактических приемов игры.
1. Передача из зоны 6 в зону 2, затем в зону -1 и снова в зону 6. Игроки перемещаются по ходу передачи.
2. То же, но одновременно двумя мячами. Игрок 4 перебивает -мяч в прыжке двумя руками через сетку в зону 6. Игроки перемещаются по ходу передачи, но игрок 4 уходит в зону 6 на своей стороне. Он выполняет имитацию нападающего удара, а затем перебивает мяч.
3. Прием снизу в падении на грудь. Предварительно необходимо испробовать просто падение, без передачи. Игроки стоят в зоне 5 друг за другом, не мешая партнеру. Тренер стоит в зоне 2 и набрасывает мяч низко и далеко от выходящего (в 2—4 м) перед ним и в стороны.
4. Нападающий удар из зоны 4 с первой передачи игрока зоны 2. Игрок чередует удар (через 1—2 раза) правой или левой рукой, а также выполняет прямой удар в зону 6 или перевод влево (в зону 1). Выполняется «со столба» или между игроками зон 4 и 3. На противоположной стороне два игрока—в зоне бив зоне 1, перед которыми и поставлена задача: передать мяч от нападающего удара в направлении к сетке. Упражнение можно выполнять с двух сторон. Играющих в защите (в зоне 6 или 1) тренер меняет по своему усмотрению.
5. Нападающий удар выполняют из зоны 2. Передает мяч игрок зоны 4. Игроки в защите располагаются в зонах 6 и 5. Два-три игрока совершенствуют верхнюю подачу; на этой же стороне два-три игрока выполняют блокирование. На противоположной стороне площадки два игрока в зонах 4, 2 и два на задней линии с подачи разыгрывают тактическую комбинацию, направляя мяч сразу на удар игроку зоны 2 или 4, который и выполняет удар или откидку в зону 4 (2), после чего следует нападающий удар. В нападении также могут участвовать игроки задней линии из зоны 3 или сзади зон 2, 4. После 4—6 подач все игроки делают переход. На подачу идет блокирующий зоны 2, один из подающих — на блок в зону 4.
После 16—24 подач функции команды меняются.
Учебно-тренировочная игра.
Задание: работать над материалом урока; первая передача сразу на удар в зону 2 или 4; обратить внимание на тактику подачи. Судейство осуществляют игроки.
Заключительная часть — 5 мин.
Ходьба. Замечания по уроку,
Урок восьмидесятый
Задачи урока:
1. Физическая подготовка.
2. Совершенствование верхней передачи, нападающих ударов.
3. Разучивание игры в защите.
Продолжительность — 2 часа.
Подготовительная часть— 15 мин.
Ходьба в полуприседе, в приседе, спортивная ходьба, бег в различном темпе, ходьба. Упражнения в движении. Бег 100 м. Прыжки в высоту, в длину.
Подвижная игра «Толчки мяча». Занимающиеся в парах располагаются на расстоянии 3 м друг от друга в положении сидя в упоре сзади. У каждой пары по набивному мячу. По сигналу занимающиеся перекатывают мяч друг другу, толкая его ногами. Игра длится 2 мин. Побеждает та пара, которая чаще толкала мяч.
Основная часть—100 мин.
Совершенствование технических приемов.
1. Передача из зоны 1 на выходящего игрока зоны 1, дальше — в зону 4 и снова в зону 5.
2. Передача из зоны 1 в зону 4, затем в зону 2 и снова в зону 1. Затем передачу выполняют из зоны 2(4) в прыжке с имитацией нападающего удара. Игроки зон 2 и 4 выходят на удар с трехметровой линии. Необходимо следить, чтобы первая передача была примерно в метре от боковой линии.
3. Передача в падении с выходом из зоны 5(1). Тренер стоит в зоне 2(4) и нападающим ударом посылает мяч перед выходящим игроком и в стороне от него. Тот должен передать мяч в зону 2(4).
4. Нападающий удар прямой и с переводом, правой и левой рукой из зон 4 и 2. Передачу выполняют игроки, выходящие из зоны 1. На противоположной стороне располагаются два игрока—в зонах 5 и 1; они должны передать мяч от нападающего удара к сетке. Тренер меняет играющих в защите.
Учебно-тренировочная игра 4Х4.
Обратить внимание на нападающий удар и на игру в защите. В нападении могут участвовать все игроки. Судейство осуществляют сами игроки.
Заключительная часть — 2 мин.
Пробежка и ходьба. Краткие замечания по уроку.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ*
Подвижные игры в подготовке юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими приемами, игра в волейбол для них на первых порах непосильна. В результате интерес к занятиям у ребят снижается. Здесь и оказывают неоценимую пользу подвижные игры, направленные на развитие физических качеств и совершенствование элементов техники. Они активизируют ребят, повышают интерес к тренировкам.
Не менее полезны подвижные игры и эстафеты при проведении «неинтересных», по мнению занимающихся, упражнений без мяча. Использование игрового метода при выполнении упражнений способствует повышению эмоционального состояния спортсменов и в итоге лучшему усвоению изучаемого материала.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Прыгучесть
«Удочка». Для игры требуется веревка длиной 2— 3 м. К одному концу ее прикрепляется маленький грузик. Играющие становятся по кругу. Водящий в центре круга берет веревку за свободный конец. По сигналу тренера он начинает кружить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела ноги. Кого веревка заденет, тот выбывает из игры.
«Чехарда». Играющие становятся друг за другом по прямой линии в 5—6 шагах друг от друга. Все, кроме стоящего сзади, выставляют вперед ногу, сгибают ее и, опираясь на нее руками, наклоняют туловище и голову. Задний игрок, разбежавшись, подпрыгивает, отталкивается руками от спины стоящего впереди игрока и, разведя ноги в стороны, перепрыгивает через него, бежит
* Авторы подбирали и разрабатывали игры, используя материал методического пособия Семенова Н. А. «Игры в школе». Симферополь, Крымиздат, 1952.
дальше, перепрыгивает через второго, третьего и т. д. Затем он выбегает вперед на 5—6 шагов и становится, согнувшись, как и все играющие. Затем начинает перепрыгивать через всех следующий играющий, стоящий сзади, и т. д.
«Зайцы в огороде». На площадке чертят два круга, один в другом. Внутренний круг — «огород». В нем стоит «сторож». «Зайцы» находятся в промежутке между кругами. Они прыгают на обеих ногах то в «огород», то из «огорода». «Сторож» по сигналу тренера ловит «зайцев», оставшихся в «огороде», догоняя их только в пределах внешнего круга, «зайцы» не могут выпрыгивать и за пределы круга. Когда будет поймано 2—3 «зайца», выбирают нового «сторожа».
«Прыжки по кочкам-». На земле чертят 10—12 кружков («кочки») диаметром 40 см на расстояни 60—70 см один от другого. Играющие перепрыгивают с «кочки» на «кочку», стараясь не попасть в «болото». Побеждает тот, кто без нарушений преодолел установленное расстояние, не заступив за «кочки».
«Гонка паровозов». Все играющие делятся на две или более команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонны по одному, причем каждый игрок держится за талию стоящего впереди. По сигналу тренера команды передвигаются подскоками до заранее установленного места и возвращаются обратно. Выигрывает команда, закончившая продвижение первой, но при том условии, чтобы все игроки прыгали, а не бежали.
«Бой петухов». Играющие делятся на две команды. Команды располагаются в шеренги по одному лицом друг к Другу на расстоянии 6—8 м. В коридоре между шеренгами чертится круг диаметром 2,5—3 м. В середину круга по очереди встают по одному игроку от каждой команды. Они занимают позиции в противоположных точках круга на одной ноге, руки закладывают за спину. По команде тренера игроки, прыгая на одной ноге, стараются вытолкнуть друг друга из круга без помощи рук. Игрок, коснувшийся пола другой ногой или применивший толчок руками, считается побежденным. Победа игрока дает команде очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
«Эстафета с прыжками». Игроки выстраиваются вне-сколько колонн с равным числом участников. Передние
игроки стоят на одной линии. По сигналу тренера номер первый каждой колонны выполняет прыжок в длину с места и отмечает на земле место приземления пяток. Следующий игрок становится на черту приземления первого игрока, касаясь ее носками, и также прыгает, за ним третий и т.д. Выигрывает команда, игроки которой таким образом преодолеют большее расстояние.
«Прыжки через препятствия». Между лицевыми линиями волейбольной площадки устанавливаются 8 гимнастических скамеек на расстоянии 1 м одна от другой. Из-за лицевой линии занимающиеся по сигналу начинают прыгать на обеих ногах, продвигаясь вперед. По пути перепрыгивают через скамейки и заканчивают прыгать за противоположной лицевой линией. Побеждает тот, кто первым закончил упражнение. Бежать и напрыгивать на скамейки не разрешается.
«Волки и зайцы». Между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 3—4 м, размещаются .8—10 занимающихся («зайцы»). За скамейками по двое занимающихся («волки»). По сигналу «зайцы» начинают подпрыгивать вверх, передвигаясь между скамейками и запрыгивая на них. «Волки» стремятся коснуться «зайцев» в тот момент, когда они находятся на скамейке (рис. 84). Если «волк» коснулся «зайца», то они меняются ролями. Побеждает тот, кто большее количество раз запрыгнул на скамейку и меньше других был в роли «волка».
Быстрота реакции
«Совушка». В углу волейбольной площадки кружком отмечают «гнездо», в которое по назначению тренера становится один из играющих — «совушка». Все игроки разбегаются по площадке. По сигналу тренера «день» они бегают по площадке, а по сигналу «ночь» все мгновенно замирают в той позе, в которой оказались к тому моменту. «Совушка» вылетает из гнезда и следит за играющими. Если кто-нибудь пошевелится, «совушка» бе-
рет этого игрока к себе в гнездо. По сигналу «день» «совушка» улетает в свое гнездо, а игроки возобновляют передвижения по площадке. Игроки, которые попались «совушке», пропускают одну очередь, а затем снова включаются в игру.
«Море волнуется». Все игроки, за исключением водящего, становятся в круг лицом внутрь, на расстоянии шага друг от друга. Каждый играющий отмечает крестиком место, где он стоит. Вожак ходит между играющими, стоящими на своих местах, и приговаривает: «Море спокойно». Кому он скажет эту фразу, тот идет следом за ним, взяв за руку впереди стоящего. Таким образом за вожаком образуется целая цепочка. Все игроки оказываются в этой цепочке, передвигаясь шагом или бегом по площадке. После фразы водящего «Море волнуется» (или свистка тренера) все играющие расцепляют руки и бегут, стараясь занять какое-либо место, помеченное крестиком. Водящий тоже занимает одно из мест. Тот, кто остался без места, становится водящим.
«Слушай сигнал!» Занимающиеся идут в колонне по одному. Тренер внезапно подает сигнал (хлопок в ладоши или свисток), по которому играющие должны моментально остановиться. Если тренер дал два сигнала, то играющие продолжают идти вперед, если три раза,—игроки бегут в колонне по одному и т. д. Тот, кто ошибается, подстраивается в конец колонны.
«Третий лишний». Занимающиеся становятся в круг парами, лицом к центру. Двое играющих водят. Водящие бегают за кругом, причем один убегает, а другой догоняет. Убегающий может спастись от догоняющего, встав впереди любой пары. Тогда догоняющий может пятнать того, кто оказался «лишним», то есть игрока, стоящего позади данной пары,— третьего. Игрок, оказавшийся третьим, должен быстро отбежать от своей пары и встать впереди другой — иначе он будет запятнан и становится водящим. Бегать через круг не разрешается.
«Группа, смирно!» Играющие выстраиваются в шеренгу. Тренер быстро подает одну команду за другой, произнося их то с добавлением слова «группа», то без него. По условию занимающиеся должны выполнять лишь те команды, которые произнесены с добавочным словом. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
«Выбей мяч!». Занимающиеся делятся на две команды и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Между
шеренгами проводится линия. Игроки первой команды каждый по три раза произвольно выставляют вперед руки с мячом за линию и убирают их, но так быстро, чтобы игроки второй команды не успели выбить мяч. За выбитый мяч команде засчитывается одно очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.
«Вызов». На боковых линиях волейбольной площадки выстраиваются две команды с равным числом участников. Игроки первой команды выходят к противоположной линии, на которой стоят игроки второй команды, вытянув вперед руки ладонями вверх. Игроки первой команды трижды дотрагиваются до ладоней партнеров и после этого убегают за свою линию. Тот, кого коснулись третий раз, считается вызванным и стремится догнать убегающего. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, игроки которой быстрее реагировали на
третье касание и успели засалить большее количество соперников.
Быстрота
«Передача мячей». Играющие становятся в круг. Двум игрокам, стоящим по кругу один напротив другого, дают по волейбольному мячу. Игроки по сигналу стараются быстрее передать мяч рядом стоящим игрокам, чтобы перегнать один другого.
«Мяч среднему». Играющие образуют три-четыре круга. В середине каждого круга стоит водящий; он бросает мяч своим игрокам поочередно. Получив мяч от последнего, водящий поднимает мяч вверх. Круг, допустивший меньшее количество падений мяча на землю, выигрывает.
«Обгони мяч». Занимающиеся стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. За круг выходит водящий. Соседний с водящим игрок получает волейбольный мяч, и дальше игроки передают его по кругу (влево и вправо). Когда мяч пройдет 6—8 человек, передача приостанавливается и игроки говорят: «Раз, два, три—'беги!» Водящий бежит с внешней стороны круга за мячом до своего места, а игроки тем временем продолжают передавать мяч по кругу до места водящего. Водящий выигрывает в том случае, если он успеет добежать до своего места, опередив передачу мяча.
«Мельница». У каждого занимающегося скакалка. По
сигналу они стремятся как можно чаще выполнить прыжки со скакалкой. Игра длится 1 мин. Побеждает тот, кто большее количество раз вращал скакалку. Счет ведут сами занимающиеся.
«Толчки мяча». Занимающиеся в парах располагаются на расстоянии 3 м друг от друга в положении сидя в упоре сзади. У каждой пары по набивному мячу. По сигналу занимающиеся перекатывают мяч друг другу, толкая его ногами. Игра длится 2 мин. Побеждает та пара, которая чаще толкала мяч.
«Передал—садись!» Занимающиеся выстраиваются в колонны по одному с равным количеством играющих. Водящие с мячом — в 4 м от колонны. По сигналу водящие бросают мяч первому игроку колонны, тот ловит его и быстро возвращает водящему, а затем принимает упор присев. Водящий передает мяч второму и т. д. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
«Стрелки». Играют две команды: «стрелки» и «бегуны». «Стрелки», разделившись поровну, располагаются на боковых линиях площадки, а «бегуны» — на любом конце площадки. Вдоль площадки, посередине, проводится черта — путь «бегунов». По сигналу тренера один из «бегунов» бежит по этой черте на другой конец площадки, а «стрелки» бросают в него с двух сторон по волейбольному мячу. Если им удается попасть в бегущего, то команда «стрелков» выигрывает одно очко. Дальше бежит следующий и т. д. Затем игроки меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
«Мяч с четырех сторон». Чертится квадрат со сторонами 6—10 м. В середине кадрата обозначается круг диаметром 2—3 м (рис. 85). Игроки образуют четыре команды. По одному игроку из каждой команды с мячом в руке стоит в круге против шеренги своих игроков. По сигналу тренера они бросают мяч игрокам своей команды, получив его обратно, направляют следующему и т. д. Последний, получив мяч, бежит с ним в круг, а стоящий в круге становится справа в своей шеренге. Остальные игроки продвигаются на одно место влево и так до тех пор, пока первый стоящий в круге снова не окажется в нем. Выигрывает команда, все игроки которой быстрее побывали в круге.
«Падающая палка». Играющие рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в
круг. Водящий ставит в центре палку, придерживая ее рукой (рис. 86). Выкрикнув чей-либо номер, он отпускает палку и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на свое место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет удержать падающую палку, он меняется местом с водящим.
Скорость
«Кто первый?» Две команды выстраиваются в колонну по одному за лицевой линией или определенной отметкой. По звуковому или зрительному сигналу первые игроки команд бегут до противоположной лицевой линии (или стены) и обратно. Прибежав, ударяют по ладони следующего (или передают какой-либо предмет), тот бежит также и т.д. Команда, раньше закончившая бег, получает одно очко. Игра проводится несколько раз. Команда, набравшая больше очков, становится победителем.
«Воробьи и вороны». Две команды, которые условно называются «Воробьи» и «Вороны», становятся у средней линии площадки спиной друг к другу. Тренер стоит сбоку от них и называет. «Во-ро-бьи!» или «Во-ро-ны!»— долго протягивая слог «ро» и быстро произнося последний слог. Названная команда должна быстро убежать
за лицевую линию площадки, а игроки другой команды— ловить убегающих. Так тренер, чередуя названия, ведет игру. После каждого раза подсчитывают число поймйанных игроков. Победителем считается команда, поймавшая больше игроков.
«Пустое место». Игроки образуют круг. Водящий бежит за кругом, кого-нибудь «пятнает» и продолжает бежать в ту же сторону, а «запятнанный» игрок бежит в противоположную сторону. Каждый из двух бегущих старается обежать круг и стать на освободившееся место. Неуспевший занять место становится водящим, и игра продолжается в том же порядке. При встрече водящий обязан «запятнанному» уступить дорогу, отходя на шаг в сторону от круга.
«Вызов номеров». Занимающиеся делятся на две команды. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров и встают в затылок друг другу. Расстояние между командами не менее 2 м. Тренер называет какой-либо номер. Услышав свой номер, оба игрока обеих команд выбегают из колонн, бегут до заранее определенного места, возвращаются назад, обежав свои колонны снаружи. Кто скорее возвратится на свое место, тот приносит своей команде очко. Тренер вызывает все номера команд в любом порядке.
«Салки». Занимающиеся разбегаются по площадке, а водящий ловит их. Игрок, которого коснется водящий, меняется с ним ролью.
«Эстафеты с бегом». 1. Две команды выстраиваются за лицевой линией. У противоположной линии против каждой команды лежит набивной (волейбольный, футбольный, баскетбольный) мяч. По сигналу первый номер бежит, берет мяч. Возвратившись с мячом, передает его следующему игроку. Тот бежит с мячом, кладет его на лицевую линию, прибежав обратно, ударяет рукой следующего по ладони, тот бежит, берет мяч и т.д. Команда, раньше закончившая задание, становится победителем.
2. Можно это же задание выполнять из положения сидя, лежа на спине, на груди на полу.
3. Ту же эстафету проводят, прыгая сначала на правой ноге до середины площадки, затем до конца — на левой ноге и возвращаясь—обычным бегом.
4. Прыгать сначала на правой ноге до конца площадки, затем на левой, возвращаться обратно.
Рис. 87
5. Передвигаться сначала прыжками правым боком вперед, возвращаясь левым боком вперед.
6. Обычный бег, возвращаться спиной вперед.
7. Можно положить два, три мяча.
8. Мяч катить по полу, ударяя руками.
«Кто сильнее и быстрее?» У боковых линий чертят круги диаметром 3 м. Игроки двух команд располагаются в шеренгах на лицевой линии волейбольной площадки. Тренер вызывает по одному игроку из каждой команды, они входят в круги и по сигналу тренера, как можно сильнее, ударяют мячом об пол и сразу же бегут вдоль боковой линии (боковая линия разделена на отрезки по 0,5 м). Сколько успеет пробежать отрезков игрок, пока мяч находится в воздухе, столько начисляется ему очков. Побеждает команда, набравшая больше очков (рис. 87).
Сила
«Тяги в круг». Играющие встают с внешней стороны круга, крепко держась за руки. По указанию тренера они двигаются по кругу вправо или влево, затем по сигналу тренера останавливаются и стараются втянуть за черту круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадет в круг хотя бы одной ногой, выходит из игры. Затем игра продолжается. Игроки, не втянутые в круг, считаются победителями.
«Переноска раненых». Занимающиеся разделены на две команды. В каждой треть игроков—«раненые». Команда переносит своих «раненых» в указанное тренером место. Выигрывает команда, быстрее перенесшая
всех своих «раненых». За это она получает очки по числу «раненых», которых еще не успела перенести другая команда. За каждого «раненого», которого несли с нарушением установленных тренером правил, вычитывается по одному очку.
«Кто дальше?» Занимающиеся разбиваются на несколько команд и выстраиваются в колонны. Перед игроками, стоящими в колоннах первыми, чертят линию, за которую переступать ногой нельзя. Впереди стоящим игрокам дается по одному набивному мячу—они толкают их, не переступая черты. На месте падения мяча судьи, выделенные от каждой команды, проводят черту. Следующие игроки выполняют толчки, не переступая этой черты. Место падения их мяча снова отмечается чертой и т.д. Побеждает команда, у которой последняя черта, отмечающая место падения мяча, будет находиться на большем расстоянии от линии первоначального толчка.
«Борьба в кругу». Занимающиеся делятся на две команды и становятся в произвольном порядке в большой круг, начерченный на полу. Игроки одной команды надевают повязки на головы. По сигналу начинается борьба между командами: играющие, сцепив руки за спиной, стараются вытолкнуть друг друга за пределы круга. Не разрешается толкать в спину; можно нападать вдвоем и втроем на одного, увертываться, отбегать в сторону, не переступая границ круга. Игра ведется на время (2—3 мин.). Побеждает команда, большее число игроков которой осталось в кругу.
«Бой всадников». В каждой из двух команд игроки распределяются по парам. «Всадники» садятся на плечи «коням», и команды выстраиваются около средней линии. По сигналу тренера начинается бой всадников. Каждый «всадник» старается стащить своего соперника с «коня». «Кони» участия в сражении не принимают. Если оба всадника оказались на земле, поражение засчитывается тому, кто коснулся ее первым. После этого игроки меняются ролями. Выигрывает команда, имеющая большее число побед в поединках.
«Гонка тачек». Играющие распределяются на две команды с четным количеством игроков. В каждой команде один принимает положение лежа в упоре, ноги разведены на ширину плеч (тачка). Партнер берет за ноги. По сигналу тренера игроки продвигаются вперед от
Рис. 88
одной боковой линии к другой (рис. 88). Как только первые игроки пересекут боковую линию, вслед за ними начинают бег вторые и т. д. Гонка тачек продолжается и в обратном направлении, но игроки предварительно меняются ролями. Побеждает команда, раньше закончившая гонку.
«Кто сильнее?» Двое занимающихся берут друг друга за руки, предварительно выставив левую ногу вперед так, чтобы ступни соприкасались носками. По сигналу тренера один занимающийся старается столкнуть с места другого. Побеждает тот, кто раньше сдвинет партнера с места.
«Не задень мяч». Трое или четверо занимающихся становятся вокруг набивного мяча, лежащего на полу. Кладут руки на плечи рядом стоящим партнерам. По сигналу тренера они начинают сталкивать друг друга так, чтобы кто-либо коснулся мяча ногой. Тот, кто коснется мяча, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда определится сильнейший.
«Кто перетянет?» Занимающиеся становятся спиной друг к другу и переплетают согнутые в локтях руки. Каждый наклоняется вперед, не разгибая рук, стараясь заставить соперника оторвать ноги от пола.
«Кто устоит?» Играющие в парах располагаются лицом друг к другу, на расстоянии вытянутой руки. Пятки и носки ног вместе. Каждый играющий старается ударами одной или обеих рук вывести друг друга из равновесия. Можно уклоняться от ударов, т. е. убирать ладони.
Игрок, оторвавший ступни от опоры или сдвинувшийся с места, считается побежденным.
«Перетягивание каната». На полу проводится линия, разделяющая канат на две равные половины. Две команды с равным количеством игроков берутся за концы каната. По сигналу игроки стремятся перетянуть канат на свою сторону. Побеждает команда, которая добьется этого первой.
«Бой петухов». Занимающиеся располагаются на одной половине волейбольной площадки. По сигналу все игроки начинают прыгать на одной ноге, стараясь столкнуть друг друга. Тот, кто будет выбит за пределы площадки или коснется пола обеими ногами, выбывает из игры. Руками толкать нельзя.
«Регби». Играющие делятся на две команды. За лицевыми линиями волейбольной площадки на расстоянии 0,5 м от них устанавливается по одному стулу. В центре площадки лежит набивной мяч. Команды выстраиваются на линиях нападения. По сигналу тренера игроки устремляются к мячу, овладевают им и пытаются забросить под стул. Соперники мешают продвигаться нападающим, сдерживая их руками, стремятся отобрать мяч. На игрока, владеющего мячом, можно нападать двум, трем игрокам. За лицевые линии переходить нельзя. Нельзя также толкать убегающих игроков в спину (рис. 89).
Рис. 89
Ловкость
«Переправа через ручей». Игроки делятся на несколько команд и располагаются за линией старта. В нескольких метрах от линии старта двумя линиями обозначается ручей, через который (в зависимости от количества команд) переброшены переправы (гимнастические скамейки). По сигналу тренера игроки, взявшись за руки, переходят по переправе через ручей.
Они могут перемещаться прямо или боком, приставными шагами по узкой рейке. Игроку, коснувшемуся пола, начисляется штрафное очко.
Выигрывает команда, которая первой преодолела ручей с наименьшим количеством штрафных очков (рис. 90). Сходить с переправы и разрывать руки не разрешается.
«Белые медведи». Чертится круг, изображающий небольшую льдину, на нее становятся два «медведя». Остальные игроки распределяются вне «льдины» в любом порядке. По сигналу тренера «медведи» берутся за руки и выходят на «охоту». Настигнув кого-либо из играющих, они стараются схватить его. Пойманного отводят на «льдину». Затем медведи ловят второго игрока и отводят его туда же. Оба пойманные, взявшись за руки, в свою очередь, становятся «медведями» и идут на охоту. Следующая пойманная пара играет роль «медведей» и т. д.
Рис. 90 Рис. 91
197
Рис. 92
Игра заканчивается тогда, когда все играющие будут переловлены (рис. 91).
«Охотники». «Звери» свободно ходят по площадке. Три или четыре «охотника» стоят в разных местах, держа по мягкому маленькому мячу. По сигналу тренера все «звери» останавливаются, и каждый «охотник» легко бросает в них свой мяч. Задетые мячами заменяют «охотников». Разрешается, стоя на месте, увертываться от мячей.
«Альпинисты». Командам дается задание покорить «вершину» — дойти до установленного места, не наступая на пол, например пройти по гимнастической скамейке (бревну), по канату влезть до конца, спуститься на скамейку, напрыгнуть на тумбу, с нее — на другую, третью и после этого спрыгнуть на землю. За каждое нарушение (наступание на пол) команда штрафуется очком. Побеждает команда, которая наберет меньшее количество штрафных очков (рис. 92). Пропускать какое-либо из препятствий не разрешается.
«Волк и ягненок». Игроки, встав гуськом, крепко держат друг друга за талию, изображая овец. Первый игрок
изображает «пастуха», последний — «ягненка». Один из игроков назначается «волком», он становится лицом к «пастуху» на расстоянии 3 м. По сигналу тренера «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка», «пастух», расставив руки в стороны, старается не пропустить его, остальные участники бегут в наиболее безопасную сторону, откидывая «хвост» колонны и тем самым стараясь спасти «ягненка». Если «волк» прорвался и схватил «ягненка», то тренер назначает нового «волка», и игра продолжается.
«Охотники и утки». Играющие разбиваются на две команды. Одна команда — «утки» — находится в середине большого, заранее начерченного круга. Другая — «охотники» — становится снаружи круга. По сигналу тренера «охотники» начинают бросать волейбольным мячом в «уток». «Утка», в которую попал мяч, выходит из игры. Когда «охотники» «перестреляют» всех «уток», команды меняются ролями. Побеждает команда, выбившая всех уток за меньшее время.
«Борьба за мяч». Игра проводится на волейбольной площадке между двумя командами. Каждая из команд располагается на своей половине. За лицевыми линиями лежит по 5 волейбольных мячей (рис. 93). По сигналу игроки обеих команд стремятся проникнуть на площадку соперников и завладеть мячами — перенести их за свою лицевую линию. Игроков, прошедших среднюю линию, могут ловить игроки другой команды. Пойманные остаются на месте, пока их не выручит кто-либо из товарищей по команде (дотронувшись рукой). Если игрок пойман с мячом, то мяч отбирают и кладут обратно, а пойманный игрок остается на месте, пока его не выручат.
«Лабиринт». Занимающиеся выстраиваются в несколько шеренг на расстоянии 2 м одна от другой. Игроки каждой шеренги держатся за руки. Двое игроков начинают игру: убегающий игрок, спасаясь от догоняющего, бежит по коридорам, образованным шеренгами (рис. 94). Во время игры тренер подает команды то «направо», то «налево», а игроки, составляющие шеренги, отпускают руки, делают повороты прыжком то вправо, то влево и быстро берутся за руки со своими новыми соседями, образуя таким образом новые коридоры и осложняя задачу бегающим игрокам. Когда догоняющий поймает убегающего игрока, тренер назначает другую пару. Нельзя пробегать под руками стоящих игроков.
«Хоккей». На лицевых линиях волейбольной площад-
Рис, 95
Рис 93
ки ставят по одному стулу (ворота). Две команды с клюшками в руках (можно играть гимнастическими палками) стремятся забить в «ворота» соперников теннисный мяч. Игра проводится в пределах волейбольной площадки на время. Вратарей не ставят. Побеждает команда, забившая больше голов (рис. 95).
«Подвижная цель». На площадке на расстоянии 5—
Рис. 96
6 м чертят две параллельные линии. У одной из них выстраиваются в шеренгу все игроки с интервалом 1 м один от другого (рис. 96). В руке каждого из них теннисный (волейбольный) мяч. Один из игроков с обручем становится на краю другой линии и начинает катить обруч вдоль нее. Как только обруч окажется напротив игрока, тот незамедлительно бросает мяч, стремясь попасть в обруч. Игра может проводиться как командная. В конце игры подсчитывают количество попаданий, за которые начисляют очки, и определяют победителя.
Выносливость
«Салки». Игроки располагаются в пределах волейбольной площадки в среднем (низком) исходном положении. Один из игроков («салка») ловит, остальные убегают. «Салка», догнав кого-либо из игроков, касается его рукой. Игрок поднимает руку вверх и говорит: «Я—салка!». Тот, кто выпрямится в игре или выбежит за пределы площадки, становится «салкой». Игра проводится на время.
«Прыгуны». Занимающиеся располагаются лицом к стене, на которой на высоте, соответствующей высоте сетки (в зависимости от возраста занимающихся), проведена линия. Игроки по команде начинают прыгать вверх,
Рис. 97
стремясь коснуться ладонями стены выше линии. Игроки, коснувшиеся линии, выбывают из игры. Побеждает тот, кто больше всего выполнил прыжков с имитацией блока.
«Кто выносливее?» Все играющие делятся на две или больше команд с равным числом участников. Каждая команда становится в колонну по одному, причем каждый игрок правую руку кладет на правое плечо стоящего впереди, а левой рукой держит его за голень согнутой левой ноги (рис. 97). По сигналу команды начинают перемещаться вперед, одновременно подпрыгивая на правой ноге. Если колонна разорвется или кто-либо из игроков нарушит правила, то команда выбывает из игры. Побеждает команда, преодолевшая большее расстояние.
«Установи на вершине вымпел». Игроки делятся на две команды. Каждая из команд выстраивается в колонну по одному в 8 м от гимнастической стенки. По сигналу капитаны команд вначале бегут по гимнастической скамейке, а затем преодолевают вверх по наклонной три пролета гимнастической стенки и закрепляют на верхней рейке флажок. Как только капитан спустился вниз, бег начинает второй игрок, который должен повторить путь капитана, а вверху коснуться флажка и т. д. Последний в колонне выполняет то же, но снимает флажок и приносит его к месту финиша. Если игрок потерял равновесие и сос-
Рис. 98
кочил со скамейки, он обязан все начинать сначала. Передвигаясь по гимнастической стенке, игроки должны наступать на каждую рейку. Побеждает команда, которая быстрее установит вымпел на вершине (рис. 98).
ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В НИХ
Передача мяча
«Свеча». На площадке чертится круг диаметром 1 м. Игроки располагаются в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач над собой. Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м выше роста игрока. Игроки наказываются штрафным очком за недостаточную высоту передачи и за выход за линию круга. По окончании задания победителем объявляется тот, у кого меньше штрафных очков.
«Передал — выйди». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча (рис. 99).
«Мяч партнеру». 6—8 игроков стоят по кругу и один в центре круга. По сигналу игроки, стоящие по кругу,
Рис. 99 Рис. 100
передают мяч друг другу, а тот, который стоит в центре, пытается коснуться мяча. Мячи передают в различных направлениях. Центральный игрок, коснувшись мяча, становится в круг на место того, чью передачу он перехватил, а игрок из круга — на место центрального, и игра продолжается.
«Передачи в движении». Игроки в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по сигналу тренера перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до сетки, бросают в нее мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же делают вторые игроки и т. д. (рис. 100). За каждое падение мяча на пол команде засчитывается штрафное очко. Победившей считается команда, набравшая меньше штрафных очков.
«Спираль». Игроки располагаются в двух колоннах в затылок друг другу. Первые игроки в колоннах держат в руках по мячу. По свистку первый передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, пово-
Рис. 102
10 человек; каждая группа играет самостоятельно. Один из играющих берет мяч и становится позади шеренги остальных участников, приготовившихся к бегу. Игрок, стоящий за шеренгой, бросает мяч через головы играющих вперед-вверх; те стараются не дать мячу упасть на землю, подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удается, тот становится «подающим», и игра возобновляется (рис. 102).
Рис. 103
«Через сетку». Игра проводится на волейбольной площадке с натянутой сеткой. Играющие делятся на 2—3 команды, каждая команда, в свою очередь, делится на две группы, которые располагаются на разных сторонах площадки друг против друга, лицом к сетке, в колонны по одному. Головные игроки стоят
на линии нападения. По сигналу головные, стоящие на правой стороне площадки, передают мяч двумя руками сверху через сетку партнерам, а сами убегают в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне (рис. 103). Команда, допустившая ошибку в передаче, прекращает игру. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи.
«Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Занимающиеся в каждой команде рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу тренера он начинает выполнять передачи мяча над собой. После третьей передачи этот игрок, выкрикнув чей-либо номер, бежит из круга. Игрок, чей номер был выкрикнут, должен вбежать в круг и, не дав мячу упасть на землю, продолжить передачу мяча над собой. Игра
Рис. 104
Рис. 105
длится 3 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча (рис. 104).
«Эстафета с передачей мяча». Две команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 8 м (рис. 105). По сигналу первый игрок колонны ударяет волейбольным мячом об пол, а сам перемещается в конец встречной колонны. Первый игрок встречной колонны выбегает вперед, принимает отскочивший от пола мяч и передает его двумя руками сверху (снизу) в обратном направлении на второго игрока и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок в передачах.
Рис. 106 207
«Баскетбол».
Две команды играют в баскетбол, но ведение мяча и передачи партнерам осуществляются волейбольной передачей. При ведениях игроки, перемещаясь, подбивают мяч одной или двумя руками вверх. Ведение мяча с ударами об пол не разрешается. Передачи можно выполнять стоя на полу и в прыжке. Таким же способом можно посылать мяч в кольцо. Побеждает команда, забившая больше мячей.
«Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки один напротив другого чертятся круги диаметром 2 м. В кругах располагаются игроки, которые поточно выполняют передачу мяча двумя руками
сверху или снизу, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, то игрок может не принимать его. В таком случае соперник получает штрафное очко. Игра длится 5 мин. Побеждает игрок, набравший меньше штрафных очков (рис. 106).
Рис. 107
Рис. 108
«Карусель». Две команды игроков образуют два круга. Игроки в кругах расположены в затылок один другому на расстоянии 2 м. По сигналу тренера один из игроков в каждой команде выполняет передачу мяча над собой и перемещается по кругу вперед, на его место выходит следующий игрок и, не давая мячу упасть на землю, также выполняет передачу мяча над собой, затем убегает вперед и т. д. Игра проводится 3—5 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча (рис. 107).
«Кто точнее?» Перед игрой две команды выстраиваются в колонны по одному в 5 м от стены. На стене в 3 м от пола нарисованы квадраты 2х2 м. Игроки обеих команд по очереди выполняют удары по мячу (тренер указывает способ удара), стремясь попасть в квадрат, а затем уходят в конец колонны. Побеждает команда, больше попадавшая в квадрат (рис. 108).
Подача
«Подай и попади». Игроки двух команд располагаются на лицевых линиях площадки. У каждой команды по 5 мячей. По сигналу тренера игроки обеих команд поочередно выполняют по 5 подач, стремясь попасть в пределы площадки. Игроки обеих команд, ожидающие очереди на подачу, собирают мячи и подают их партнерам. Если иг-
рок испортил подачу или наступил на линию, то подача не засчитывается. Побеждает команда, у которой было больше попаданий в площадку (рис. 109).
«Сумей передать и подать». Команды соревнуются в передачах мяча в стенку и подачах на точность. Играющие выстраиваются в две колонны около стенки — в 3 м от нее. По сигналу первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стенку, после чего бегут к своим площадкам и подают по 3 подачи. Как только первый игрок из колонны закончил подавать, немедленно начинает передачу в стенку второй игрок и т. д. Игроки, ожидающие очереди, собирают мячи и доставляют их партнерам к месту подачи. За правильно выполненную передачу игроку начисляется очко, за подачу—3 очка. Побеждает команда, набравшая больше очков (рис. 110).
«Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях. Каждый игрок обеих команд по очереди выполняет по 5 подач, стремясь набрать больше очков, которые начисляются за попадание в квадрат с обозначенной цифрой (рис. 111). Цифра в квадрате соответствует количеству начисляемых очков. Способ выполнения подачи устанавливает тренер. Побеждает команда, набравшая больше очков. При ошибках на подаче перебивать мяч не разрешается.
Рис. 110
Рис. 111. Рис. 112
Прием подачи
«Сумей принять». Игроки в парах располагаются на боковых линиях один против другого. По команде тренера игроки, стоящие на одной боковой линии, посылают мячи одним из способов подачи на своих соперников, которые стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач, затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто больше принял мяч без ошибок (рис. 112).
«Кто лучший?» Трое игроков располагаются на задней линии в зонах 5,6 и 1. Каждый из них принимает по 10 сильных (или нацеленных) подач (рис. 113). За прием мяча начисляют очки: 2 — ошибка при приеме; 3 — прием без технической ошибки; 4 — прием без ошибки, мяч доведен в зону нападения; 5 — дана хорошая передача сразу на удар. После 10 подач игроки меняются зонами. В конце объявляется победитель, набравший наибольшую сумму очков.
Нападение
«Перестрелка». Играют две команды. Располагаются они на своей половине площадки в произвольном порядке, у каждого по 3 мяча. Сетку не устанавливают. Задача играющих — попасть волейбольным мячом в соперников. Игроки посылают мячи на сторону соперника ударом одной рукой сверху, как при нападающем ударе. Попадание считается в том случае, если мяч коснулся игрока с лета, а не отскочив от пола. Игроки, в которых попал мяч, идут за лицевую линию площадки соперника (рис. 114). Выбитых игроков можно выручить. Для этого нужно бросить мяч так, чтобы кто-нибудь из них поймал его в воздухе. Игрок, поймавший мяч, считается освобожденным, переходит на свою площадку и продолжает игру. Выигрывает команда, за лицевой линией которой к моменту окончания игры окажется больше игроков соперника.
«Подвижная цель». Игроки, стоя за кругом, стараются попасть волейбольным мячом в водящего, бегающего внутри круга. Мяч посылают в круг ударом одной рукой, как при нападающем ударе. Промахнувшийся меняется местом с водящим.
«Кто точнее?» Игроки двух команд располагаются в колоннах в зоне 4, в зоне 3 — по одному игроку с теннис-
ными мячами. По два игрока от каждой команды располагаются за лицевыми линиями своей площадки. Игра длится 8 мин. (рис. 115). Игрок зоны 3 бросает теннисный мяч игроку зоны 4, который после 2—3 шагов разбега к сетке прыгает вверх и, имитируя нападающий удар, перебрасывает мяч через сетку, стремясь попасть в площадку соперника. После выполнения броска игрок зоны 4 переходит в зону 3, а игрок зоны 3 уходит за лицевую линию для того, чтобы собрать мячи и доставить в зону 3. Игрок, стоявший за лицевой линией, пристраивается в конец колонны. Выигрывает команда, большее число раз попавшая в пределы площадки.
«Огонь по крепости». Две команды по 6—8 человек в каждой соревнуются в точности нападающих ударов. На обеих половинах площадки в зонах 5 установлено по 3 крепости (каждая крепость состоит из 3 связанных между собой гимнастических палок). Игроки каждой команды выполняют нападающие удары из зоны 4 с передачи из зоны 3. Команда, раньше разрушившая крепости или в установленное время затратившая меньше ударов на поражение равного количества целей, считается победительницей (рис. 116).
«Удары с прицелом». Команды располагаются в колоннах на боковых линиях зон 4. Игроки поочередно выполняют нападающие удары с передачи из зоны 3 в квадраты, обозначенные цифрой. Команде начисляются очки
214 Рис. 117 Рис. 118
соответственно цифре, указанной в квадрате (рис. 117). Побеждает команда, набравшая больше очков за 10 мин. При нападении из зоны 2 цифры в квадратах меняют (рис. 118). Меняют также цифры по усмотрению тренера при нападении из зоны 3.
Если игру проводят с новичками, то игрока, выполняющего передачу для нападающего удара, постоянно меняют; в других случаях в передачах участвует любой игрок.
«Бомбардиры». Игроки одной команды поочередно выполняют нападающие удары из зоны 4 с передачи из зоны 3. Игроки другой команды пытаются защитить свое поле. Если «бомбардир» попал в площадку и защитники не коснулись мяча, то он получает 3 очка; если защитники коснулись мяча, но не приняли его, то нападающий получает 2 очка; если же защитники приняли мяч, то нападающий получает 1 очко. Длится 10 мин. 5 минут нападает од-
на команда, затем команды меняются ролями (рис. 119).
Блокирование
«Имитация блокирования». Команды располагаются в колоннах в 1 м от стены, на которой на высоте, соответствующей высоте сетки для данного возраста, проведена линия. Игроки поочередно по одному из каждой колонны подходят к стене, прыгают 5 раз и касаются ладонью стены выше линии. Игрок, коснувшийся линии, прекращает прыгать и уходит в конец колонны. Побеждает команда, выполнившая большее количество «блоков».
«Коснись, но не ошибись». Игроки одной команды располагаются на гимнастических скамейках вдоль сетки и выставляют ладони над ней. Игроки другой команды выстраиваются в колонну в зоне 4. По сигналу тренера они перемещаются в зону 3 приставными шагами, подпрыгивая, стремятся коснуться ладоней, выставленных над сеткой, а затем следуют в конец колонны (рис. 120). Игрок, коснувшийся ладоней соперника, получает 1 очко. При касании сетки при блоке очко снимается. Задание выполняют три раза, затем команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.
«Не пропусти мяч». Игроки в парах располагаются с противоположных сторон сетки. Один игрок 10 раз подряд по низкой траектории стремится перебросить мяч через сетку, другой в прыжке двумя руками преграждает путь мячу (блокирует). Затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто больше раз сумел преградить путь мячу на свою сторону. Если блокирующий успешно вы-
Рис. 120 Рис. 121
полнил задание, но коснулся сетки, очко ему не засчитывают.
«Кто быстрее и лучше». Игроки двух команд располагаются на противоположных сторонах площадки в зоне 4 и поочередно перемещаются в зону 2, попутно имитируя блок в зоне 4, перемещение к линии нападения и касание ее. Затем имитируют блок в зоне 3, снова касаются рукой линии нападения и в заключении имитируют блок в зоне 2, после чего игрок следует в конец колонны. Побеждает команда, раньше закончившая задание (рис. 121).
«Соперники». Игроки располагаются в парах с противоположных сторон сетки. Один игрок подбрасывает мяч вверх и выполняет нападающий удар, другой стремится заблокировать его. После 10 ударов волейболисты меняются ролями. Побеждает тот, кто большее число раз сумел заблокировать мяч,
Рис. 122 Рис. 123
«Организуй оборону!» Две команды соревнуются в умении заблокировать нападающие удары. Игроки одной команды поочередно совершают 50 нападающих ударов из зоны 4. Соперники организуют индивидуальный блок, в котором поочередно (через 5 ударов) участвуют все игроки команды. Если мяч заблокирован и остался на стороне нападающих, то блокирующие получают 2 очка; если мяч перелетел на сторону обороняющейся команды, но коснулся блока, то она получает 1 очко. Не состоявшийся по вине атакующей команды нападающий удар засчитывается как выполненный (ошибка в передаче, неготовность нападающего или касание им сетки и т. п.). После выполнения установленного количества нападающих ударов команды меняются ролями (рис. 122). Побеждает команда, набравшая больше очков.
Вариант: блокирование нападающих ударов, производимых из зон 2, 3.
«Дружная команда». Одна команда нападает, другая обороняется. Игроки нападающей команды располагаются в зонах 2, 3 и 4. Блокирующие — по одному в зонах 2, 3 и 4; в их задачу входит организация группового блокирования (рис. 123). Нападающая команда удары выполняет из зон 2 и 4. Игрок, выполнивший нападающий удар из зоны 4, переходит в зону 2, и наоборот. Игроки блокирующей команды после 5 блоков уступают место партнерам. Игроки, не участвующие в блокировании, собирают мячи и отдают их нападающим. Каждая команда находится в роли блокирующего по 10 мин. Условия определения победителя такие же, как и в предыдущей игре.
Защита
«Оборона крепости». Играющие становятся по кругу. В центре стоит «крепость» (треножник из трех гимнастических палок, связанных вверху веревкой). Внутри круга находится защитник «крепости». Стоящие по кругу бросают волейбольный мяч руками. Игрок, защищающий ее, должен отбить мяч двумя руками снизу, двумя руками сверху или одной рукой. Игрок, сбивший «крепость», становится ее защитником.
«Защитники». Вдоль боковой линии чертят круги диаметром 2 м. Занимающиеся соревнуются в парах. Один игрок располагается в кругу и играет в защите, другой с расстояния 6 м выполняет несильные удары одной рукой по мячу, стремясь попасть в круг соперника. Мяч разрешается отбивать только руками (рис. 124). Игроки выполняют по 20 ударов, затем меняются ролями с защитником. Если мяч попал в круг, то защитник получает штрафное очко. Побеждает тот, кто наберет меньше штрафных очков.
«Защити свою зону!» Игра проводится между двумя командами. Шесть игроков одной команды располагаются в зонах и должны их защищать. Игроки другой команды поочередно нападают из зон 4 и 2 с передачи из зоны 3, перебивая мяч передачей. Можно применять и обманные удары.
Игра длится 10 мин., затем команды меняются ролями. Задача защитников — не дать мячу упасть в своей зоне. Разрешается отбивать мячи различными способами. После двух минут игры защитники меняются зонами. При попадании мяча в одну из зон команде защитников за-
Рис. 124 Рис. 125
считывается штрафное очко. Побеждает команда, имеющая меньше штрафных очков (рис. 125).
«Прими и передай». Играют две команды. Одна поочередно нападает из зон 2 и 4 с передачи из зоны 3, а шесть игроков другой команды, расположившись в зонах, играют в защите. Игра длится 10 мин., затем команды меняются ролями. После 2 мин. игры защитники меняются зонами. Если защитник принял нападающий удар и послал мяч к сетке, то обороняющаяся команда получает 3 очка. Если мяч принят, но не доведен до сетки— 2 очка, Если защитник не сыграл в защите, но попытался принять мяч и коснулся его — 1 очко. Разрешается выполнять и обманные удары. Побеждает команда, набравшая больше очков.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ
Физическое воспитание учащихся и студентов осуществляется на уроках и во внеурочное время в спортивных секциях, детских и юношеских спортивных школах, командах и группах спортивного совершествования.
Общее руководство секцией возлагается на учителей физической культуры в школе, преподавателей в ПТУ и техникумах. Для проведения занятий они могут привлекать инструкторов-общественников из числа лучших спортсменов, физкультурный актив шефствующих и спортивных организаций.
Прежде чем создать секцию по волейболу, преподаватель физического воспитания должен пробудить у школьников, учащихся или студентов интерес к занятиям. Здесь полезны самые разнообразные средства: спортивная стенная печать, фотостенды, радиогазета, непосредственная агитация преподавателя, учащихся или студентов.
В начале учебного года можно провести паказатель-ную игру ведущих команд школы (ПТУ) или пригласить лучшие команды города, района.
Организационным собраниям в классах (группах) предшествует общее собрание всех занимающих в волейбольной секции. О времени и месте общего собрания секции необходимо сообщить заранее. К занятиям в секции допускаются только успевающие учащиеся школы, ПТУ, техникума. На общем собрании избирается бюро секции. В бюро волейбольной секции следует рекомендовать наиболее дисциплинированных, успевающих учащихся, обладающих организаторскими способностями, пользующихся авторитетом у своих товарищей.
На заседании бюро секции избирается председатель и секретарь, а также распределяются обязанности между членами бюро.
На членов бюро секции возлагаются обязанности:
контроль за успеваемостью членов секции, их участие в общественной работе, уход за инвентарем и подготовка его к занятиям,организация и проведение соревнований коллектива физкультуры, подготовка документов па присвоение спортивных разрядов, агитация и пропаганда волей-
бола, комплектование сборных команд для участия в районных, городских и других соревнованиях.
Учебные группы в школе комплектуются из учащихся параллельных классов (и мальчики, и девочки); в ПТУ и техникуме в секцию могут входить учащиеся и студенты различных курсов.
Планирование учебно-тренировочного процесса по волейболу в спортивных секциях подразделяется на круглогодичное и многолетнее. В процессе работы, в зависимости от ее условий и сроков соревнований, в планы необходимо вносить соответствующие коррективы. При составлении последующих планов должна соблюдаться органическая связь с предыдущим. Все последующие планы должны включать относительно более трудный материал, чем материал предыдущего плана*. При этом следует помнить, что трудность учебного материала повышается постепенно и заключается в нарастании требований к нагрузке занимающихся и сложности программного материала.
Успех работы секции во многом зависит от характера работы на занятиях, от личной заинтересованности всех занимающихся.
У некоторых юных волейболистов бывают «любимые», «скучные» игровые приемы. Например, нападать у сетки стремятся все, даже те, кто еще не усвоил этот прием, а вот разучивание перемещений, стоек и передач активности не вызывает. Более того, частые ошибки в начале обучения снижают интерес к занятиям.
И вто здесь-то от умения подобрать материал, преподнести его живо и интересно, увлечь занимающихся зависит жизненность и полноценность работы секции. Кроме того, юным волейболистам важно объяснить, что выполнять с охотой только интересные движения — небольшая заслуга. Настоящий спортсмен должен с одинаковым упорством выполнять и интересные упражнения, и «скучные», если они необходимы для достижения конечного результата.
Прежде всего занимающимся необходимо дать почувствовать, что посещать секцию нужно обязательно. Преподаватель должен вести строгий учет посещаемости, сле-
* Более подробно с планированием работы в спортивных секциях по волейболу можно ознакомиться по работе Железняка Ю. Д. «120 уроков по волейболу». М., ФиС, 1970.
дить за своевременным началом и окончанием занятий, требовать от спортсменов строгого соблюдения дисциплины и порядка.
Проводя вводную часть занятия (разминку), преподаватель должен с певого же момента настроить занимающихся на самостоятельную работу. Поэтому на отдельных занятиях нужно предлагать занимающимся делать разминку вначале небольшими группами, помогая друг другу, а затем — самостоятельно. Умение самостоятельно выполнять задания придает юным спортсменам уверенность в своих силах и в дальнейшем — при участии в соревнованиях.
Секционные занятия по волейболу имеют прежде всего спортивную направленность. Здесь предъявляется больше требований к функциональной и двигательной подготовке, чем на школьных уроках и учебных занятиях.
Секционное занятие длится 1,5—2 часа и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть, которая длится 15—20 мин., предусматривает организацию занимающихся и функциональную подготовку их организма к предстоящей основной деятельности. Упражнения, используемые в начале занятия, должны быть подобраны в соответствии с особенностями предстоящей основной деятельности.
Назначение основной части — обучить занимающихся технике и тактике игровых приемов, развить их физические качества. Продолжительность основной части (70—90 мин.) зависит от интенсивности упражнений, возраста и пола занимающихся, количества времени, отведенного на занятие в целом.
В заключительной части (5—10 мин.) организм занимающихся приводят в относительно спокойное состояние, подводят итоги занятия; занимающимся дают домашние задания.
Количество секционных занятий в неделю планируется в зависимости от подготовленности занимающихся, периода тренировочного процесса, сложности изучаемого материала. Их должно быть не менее трех раз в неделю. Вместе с тем перерывы должны быть такими, чтобы результаты последующей тренировки накладывались на предыдущие и этим закреплялись бы функциональные сдвиги, происходящие в организме в результате предыдущих занятий.
Дата добавления: 2015-05-26; просмотров: 1977;