Операторы цикла с присваиванием.

Различают циклы с заданным и заранее неизвестным числом повторений. Циклы первого типа называют также циклами со счетчиком. Число повторений тела цикла в этом случае подсчитывается с помощью специальной переменной (счетчика), для которой известны начальное и конечное значения, шаг её изменения. Управление циклом осуществляется на основании сравнения текущего значения счетчика с конечным. Переменную – счетчик именуют параметром цикла, а сам цикл – циклом с параметром.

Оператор цикла с параметром имеет следующий вид:

For i:=m1 to m2 do s или

For i:=m1 down to m2 do s

Где for (для), To (до), Downto (вниз до), Do(выполнить) – служебные слова;

I – параметр цикла (переменная любого скалярного типа, кроме вещественного);

M1, m2 – начальное и конечное значения параметра цикла (тип, который должен совпадать с типом параметра цикла);

S – тело цикла, которое может содержать один или несколько операторов.

Работа оператора цикла при использовании служебного слова To заключается в следующем. Параметр цикла принимает начальное значение (m1) и сравнивается с конечным значением (m2). Если параметр цикла не превышает значения m2, то управление передаётся в тело цикла и операторы выполняются. Затем значение параметра цикла увеличивается на единицу, и работа повторяется. Выход из цикла выполнится после того, как значение параметра цикла превысит конечное значение m2.

При использовании в операторе цикла служебного слова Downto параметр цикла будет изменяться в обратном порядке: с шагом – 1.

Для схематического представления цикла с параметром используют специальный блок заголовка цикла (блок модификации), внутри которого указывают закон изменения параметра цикла. Схематическая запись циклического алгоритма в этом случае показана на рис.1.

 

 

 


Рис.1.

 

 

На схеме вход 1 в блок модификации – первоначальный вход в цикл, вход 2 – вход в цикл при его очередном повторении, выход 3 – из цикла по его окончании.

Оператор цикла for следует использовать во всех случаях, когда заранее известно число повторений или его можно подсчитать. Число повторений n можно подсчитать при изменении аргумента с постоянным шагом h в определённом интервале (от начального xn до конечного xk значения) по следующей формуле:

Квадратные скобки указывают на то, что результат округляется до целой части путём отбрасывания дробной.

Пример: Составить программу для вычисления и вывода значений функции при изменении x от –4 до 4 с шагом 0,2.

Подсчитаем число повторений

Блок-схема алгоритма функции y приведена на рис.2.

PROGRAM FUNY;

VAR X, Y: REAL;

K: INTEGER;

BEGIN

X: =-4;

FOR K: = 1 TO 41 DO

BEGIN {НАЧАЛО ЦИКЛА}

Y: =(X*X-2*X+2)/(X-1);

WRITE (X, Y);

X: = X+0,2

END {КОНЕЦ ЦИКЛА}

END.

В блоке 2 переменная x получает начальное значение равное –4. В блоке 3 параметру цикла задается начальное значение k =1, после чего происходит сравнение значения параметра цикла с конечным значением равным 41. При k 41 управление передается блоку 4, где происходит вычисление переменной y . В блоке 5 происходит вывод на экран значений переменных x и y. В блоке 6 значение переменной увеличивается на величину шага равного 0,2. После чего происходит возврат к блоку 3, где параметр цикла x получает следующее значение. Вычислительный процесс повторяется до тех пор, пока значение параметра цикла не станет равным 42, после чего управление передаётся блоку 7.

 

 


Рис.2

 

При программировании циклов с параметрами необходимо помнить следующие правила организации цикла:

1) параметры цикла, начальное и конечное значения, должны быть одинакового типа, их тип может быть любым скалярным типом (стандартным, перечисляемым, ограниченным), кроме вещественного;

2) очередное значение параметра цикла вычисляется автоматически с помощью функции SUCC в сочетании с TO или PRED в сочетании с DOWNTO; в частности для целого типа шаг изменения значения параметра цикла равен 1 при TO и -1 при DOWNTO;

3) запрещено изменять внутри (в теле) цикла значение параметра цикла, начальное и конечное значение;

4) запрещено входить в цикл с помощью оператора GOTO, минуя оператор FOR, так как значение переменной параметра цикла, начальное и конечное значения будут неопределены;

5) цикл не выполняется вообще, если начальное значение больше (при DOWNTO - меньше), чем конечное;

6) по окончанию выполнения цикла значение переменной параметра неопределенно и не может быть использовано в дальнейших вычислениях;

7) после служебного слова DO может стоять только один оператор; если в цикле нужно выполнить группу операторов, то их заключают в операторные скобки BEGIN-END;

8) из составного оператора, входящего в оператор цикла, можно выйти до окончания этого цикла с помощью GOTO, тогда последнее значение параметра цикла сохраняется.

Пример: Вычислить степень вещественного числа a с натуральным показателем n. Воспользуемся для вычисления следующей формулой:

Компактно такое произведение может быть записано в виде:

Для вычисления указанного произведения целесообразно организовать цикл с параметром i, в котором осуществлялось бы постепенное накопление произведения y по следующему правилу: до начала цикла переменная y должна получить значение 1, на каждом шаге цикла (для y =1,2…..,)-y = y·a. Цикл с параметром i будет выполнен n раз.

 

Программа решения задачи имеет вид:

{ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЕЩЕСТВ. ЧИСЛА}

PROGRAM STEPEN;

VAR

A, Y: REAL;

I, N: INTEGER;

BEGIN {STEPEN}

READ (A, N);

Y: =1;

FOR I: =1 TO N DO

Y: =Y·A;

WRITELN (N,’СТЕПЕНЬ ЧИСЛА’, A);

WRITELN (‘РАВНА’, Y)

END. {STEPEN}

 

Вначале осуществляется ввод произвольного значения a и n. Дальше задается начальное значение произведения y = 1. Параметру цикла присваивается значение i =1, после чего происходит сравнение параметра цикла i с конечным значением n. При i≤n управление передается оператору, где происходит процесс последовательного вычисления произведения. При i>n управление передается оператору вывода на экран вычисленного значения произведения.

 

Пример: Вычислить значение функции

n

Члены последовательности, стоящие под знаком суммы можно записать следующим образом:

P1=1! = 1

P2=2! =1·2

P3=3! =1·2·3

P4=4! =1·2·3·4

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Pn=n! =1·2·3·. . . .·n

Отсюда

P2=P1·2

P3=P2·3

P4=P3·4

PI=PI-1·I

Блок-схема задачи приведена на рис. 3.


 

Программа имеет вид:

PROGRAM SUM;

VAR

N, I: INTEGER;

S, P: REAL;

BEGIN {SUM}

READ (N);

S: =0;

P: =1;

FOR I: =1 TO N DO

BEGIN {НЦ}

P: =P·I;

S: =S+P;

END; {КЦ}

WRITELN (‘S=’, S)

END. {SUM}


 

 

 









Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 1032;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.