Занятие 1. Файлы. Виды файлов. Типизированные файлы
До сих пор мы рассматривали задачи, в которых во время выполнения программы данные поступают с клавиатуры, а результаты выводятся на экран дисплея. Поэтому ни исходные данные, ни результаты не сохраняются. Всякий раз при выполнении одной и той же программы, особенно во время отладки, приходится заново вводить данные. А если их очень много? В языке Паскаль есть возможность записать их на диск. для этого необходимо оформить исходные данные и результаты в виде файлов, которые хранятся на диске точно так же как и программы.
Понятие файла – это фундаментальное понятие информатики, вспомним же его определение.
Определение. Файлом называется область памяти жесткого диска, имеющая свое имя.
Вы знаете, различные виды физических файлов: системные, графические, текстовые и другие, зачастую созданные той или иной прикладной программой. И любой из этих физических файлов, Вы сможете считать, проанализировать и повлиять на его изменение и запись. Но чтобы работать с конкретным физическим файлом на диске, надо представить в программе так называемую файловую переменную и произвести их логическую связку.
Зачем нужны файлы? Дело в том, что количество элементов файла может быть любым: число компонент файла может изменяться (увеличиваться или уменьшаться), то есть заранее не фиксируется. Поэтому в них можно хранить достаточно большое количество данных. После каждого элемента автоматически ставится признак конца элемента, а в конце файла ставится признак конца файла.
Один и тот же физический файл можно по-разному представить в программе. Язык Турбо Паскаль предлагает три вида такого представления:
- типизированные файлы,
- текстовые файлы,
- нетипизированные файлы.
И Вы, в зависимости от решаемой задачи, вольны выбирать один их трех видов, а может быть и несколько. Но чтобы определиться, Вы должны хорошо знать не только процедуры и функции, являющиеся общими для всех видов файлов, но и специфичные для каждого вида.
Начнем изучение файлов с типизированных.
Определение. Типизированный файл – последовательность элементов одного типа.
Описание файлового типа имеет синтаксис:
file of < тип элементов>;
Допустим, мы имеем дело с файлом, в котором записываются переменные типа Word, тогда переменная файлового типа может быть введена двояко: с явным объявлением файлового типа:
Type
WordFile = file of word;
Var
MyFile : WordFile
или без объявления файлового типа:
Var
MyFile : file of word
Приведем примеры переменных файлового типа с другими объявлениями.
Type
Student = record
Name, SerName : string;
YearOld : byte;
Sessia : array [1..10] of byte;
end;
Var
VarFile1 : file of char;
VarFile2 : file of Student;
VarFile3 : file of string;
Файловые переменные имеют специфическое применение. Над ними нельзя выполнять никаких операций (присваивать значение, сравнивать и др.). Их можно использовать только для выполнения операций с файлами (чтения, записи, удаления файла и т.д.). кроме того, через файловую переменную можно получить информацию о конкретном файле (тип, параметры, имя файла и т.д.).
По сути любой физический файл, Вы можете представить как последовательность блоков памяти описанного типа. Все компоненты файла имеют общее имя, а каждый еще и имеет свой номер. Начальный элемент имеет нулевой номер.
С каждым файлом можно связать понятие текущий указатель. Это неявно описанная переменная, которая указывает на конкретный элемент файла. Действия с файлами производятся поэлементно, причем в них участвует тот элемент, на который "смотрит" текущий указатель, перемещающийся в результате выполнения действия на следующий элемент.
А самое основное, что Вы должны уметь делать над файлом это – записать информацию из программы в файл и считать нужную информацию в выделенную переменную для обработки программой.
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 1177;