Золотая середина

 

Золотая середина — середина между крайностями, единство противоположностей, исключающее крайности. Находиться между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней.

Крайность — это противоположность, исключающая, вытесняющая, не допускающая другую противоположность.

Крайность нежелательна или даже опасна. Опасная крайность — это либо Сцилла, либо Харибда.

«Бросаться в крайность» — нарушать меру.

ЛК

лп

 

пп

ПК

Рис. 16

ПК — правая крайность

ЛК — левая крайность

 

пп — правая противоположность

лп — левая противоположность


— область золотой середины (нормы-меры)

 

 

Ниже приводится таблица противоположностей и крайностей (табл. 4), поясняющая схему взаимоотношения золотой середины, противоположностей и крайностей.

 

     
ПК пп лп ЛК
       
трусость осторожность смелость, отвага, храбрость безрассудство, отчаянность
застенчивость, самоуничижение, забитость   скромность   гордость гордыня, высокомерие, надменность кичливость
альтруизм, самоотвержение любовь к другим любовь к себе эгоизм, себялюбие
расточительность щедрость бережливость скупость жадность
доверчивость доверие бдительность подозрительность
легковерие вера сомнение, скепсис скептицизм, неверие, безверие
прекраснодушие, мечтательность оптимизм реализм, трезвость пессимизм
растворение в общении общение уединение одиночество
национализм, шовинизм патриотизм интернационализм космополитизм
сибаритство, распутство ? умеренность аскетизм
бесстыдство, цинизм раскованность стыдливость робость, стеснительность
В педагогике:
диктат, деспотизм, тирания требовательность чуткость попустительство
           

 

В Древней Греции идея меры или золотой середины была одной из самых важных в системе жизненных принципов. Девиз «ничего слишком» («всё в меру») был начертан на стене главного греческого храма — храма Аполлона в Дельфах. Величайший философ Древней Греции, Аристотель, разработал целую теорию золотой середины. И впоследствии философы не раз возвращались к этой теории. А. Шопенгауэр, например, в подтверждение теории золотой середины приводил следующие соображения: «Всякое человеческое совершенство родственно какому-нибудь недостатку, в который оно может перейти; но точно так же и, наоборот, каждому недостатку соответствует известное совершенство. Поэтому заблуждение, в которое мы впадаем иногда относительно какого-либо человека, часто основывается на том, что мы в начале знакомства смешиваем его недостатки с родственными им совершенствами или же наоборот. Оттого нам тогда осторожный кажется трусом, бережливый — скупым или же расточитель — щедрым, грубость — прямотою и откровенностью, наглость — благородною самоуверенностью и т. д.» («Parerga und Paralipomena» — А. Шопенгауэр. Афоризмы и истины. М., Харьков, 2000. С. 657).

 








Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 805;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.