Об истории расологии и смежных наук
Древние ассирийцы, вавилоняне и египтяне хорошо умели подмечать расовые признаки. Они оставили изображения, на которых очень верно воспроизведены расовые особенности других народов. Это изображения евреев, негров, а также светловолосых голубоглазых племен. Попытки описания рас, точнее народов, в древней Греции предпринимали Геродот, Гиппократ и Аристотель, в Риме – Лукреций и Страбон. Но серьезный интерес к расовым явлениям совпал с великими географическими открытиями и с последующими веками. В XVIII веке появились люди, которые в солидных трудах систематизировали накопленные наблюдения, включили человека в животное царство и попытались классифицировать человеческие расы: швед Линней (1707-78) и француз Бюффон (1707-88). Линней также первым выделил нордическую расу, которую назвал «Homo europaeus». XVIII и XIX века принесли с собой новые открытия. Особое внимание уделялось тогда вопросу о моногенезе или полигенезе человеческих рас, т.е. ввиду больших различий между расами ставился вопрос, восходят ли расы к одной или нескольким исходным формам. Гете, например, принимал идею полигенеза. Сегодня наука больше склоняется к идее моногенеза.
Создателем современной антропологии был немец Иоганн Фридрих Блюменбах (1752-1840). Именно он дал описание расовых различий форм черепов и сделал попытку классификации человеческих рас. Но впервые признал расологию самостоятельной наукой и определил ее место среди других наук Кант в своей работе «О различных расах людей» (1775). Голландец Петер Кампер (1722-89) положил в основу своих исследований измерение «лицевого угла» и тем самым впервые ввел в расологию количественные показатели. Работы Ламарка (1744-1829) и Дарвина (1809-82) дали мощные стимулы развитию антропологии. В XIX веке в разных странах быстро стали создаваться одно за другим большие Антропологические общества, многочисленные журналы которых сыграли очень важную роль в развитии науки. Столь же быстро появлялись один за другим труды по расологии европейских народов. Изучение исторических и доисторических рас позволило сделать важные выводы. Помощь со своей стороны оказала и археология: ученые научились различать каменный, бронзовый и железный век. Развивая методику измерений, швед Андерс Рециус (1796-1860), «отец краниометрии», впервые ввел деление черепов на «длинные» и «короткие» и на этой основе классифицировал человеческие расы (1840 г.). В 1842 г. он ввел в расологию первый указатель – соотношение длины и ширины черепа. Особые заслуги в развитии методики измерений имеет француз Поль Брока (1824-89), основатель Парижской антропологической школы. Произведенный им отбор наиболее важных измерений оказался целесообразным и был принят за основу. В 1841 г. «Записки Этнологического общества» (том 1) впервые высказали идею, которая сегодня определяет направление антропо-логических исследований: «В одном народе всегда представлены несколько рас; из этой смеси следует выделить чистые расовые типы». Но пришлось ждать новейшего времени, пока этот тезис, который повторил и Топинар (см. главу 1), плодотворно повлиял на расологию, хотя «общее образование» все еще продолжает путать народ и расу.
Началось расовое исследование целых европейских стран. В 1874-77 годах в Германии, Австрии, Швейцарии и Бельгии были проведены т.н. вирховские обследования школьников, названные по имени их инициатора, человека, который был пионером расовых исследований в Германии, – Рудольфа Вирхова (1821-1902). За ними последовали такие же обследования школьников в других странах. Так постепенно создавались основы для описания европейских рас. Книга Деникера «Расы и народы Земли» вышла в 1898-99 гг., «Расы Европы» Рипли со множеством карт и рисунков – в 1899 году. Предпосылкой были исследования по отдельным странам: в Италии их проводил Ливи, в Англии Беддоу, результаты по Германии описал Р. Вирхов, по Бельгии – Кетле, по Франции – Брока, Коллиньон и Топинар – всех не перечислить. К сожалению, в Германии остаются белые пятна, – меньше всего исследованы ее центральные и северные земли.
Мощную поддержку расологии оказало изучение наследственности. Путь был проложен еще Дарвином; его кузен Фрэнсис Гальтон (1822-1911), «отец евгеники», далеко продвинулся по этому пути, но главную роль сыграл зоолог Август Вейсман (1834-1914), который углубил знания процессов наследственности и учение которого получило подтверждение в результате повторного открытия в 1900 г. работ августинского священника Иоганна Менделя, относящихся к 1882-84 годам. «Как яркая комета открытие исследований Менделя после того, как сам исследователь давно умер, осветило небеса естественных наук и подхлестнуло биологию, заставив ее развить бурную деятельность… И теперь учение о наследственности из более или менее шатких предположений превратилось в точную науку» (Г.В. Сименс. Учение о наследственности, расовая гигиена и демографическая политика. 4-е издание. Мюнхен. 1930).
Расовая гигиена – неудачное название, поскольку эта наука не связана непосредственно с расовыми исследованиями. Эта наука исследует процессы отбора, процессы, которые происходят внутри каждого народа и могут вести к биологическому прогрессу или вырождению; она указывает пути наиболее благоприятного влияния на наследственные качества народа. Поскольку она изучает и расовые составляющие народа, намечается взаимодействие с расологией. Вильгельм Шалльмайер (1857-1919) и Альфред Плётц – вот имена, которые здесь следует назвать. Плётц основал в 1904 г. «Архив фюр Рассен-унд Гезелльшафтсбиологи», один из важнейших журналов по расологии и евгенике, а в 1905 г., Международное и Немецкое общество расовой гигиены. Понимание чрезвычайной важности изучения наследственности для жизни государства привело к тому, что Швеция первой среди европейских государств с согласия всех партий шведского Риксдага основала в 1921 г. Государственный исследовательский институт расовой биологии. 15 сентября 1927 г. в Берлине – Далеме был открыт Немецкий исследовательский институт антропологии, изучения человеческой наследственности и евгеники.
Результаты исследований в этих областях заставили переосмыслить многое и другие науки. Так историческая наука постепенно стала переходить к взгляду на историю с точки зрения расологии. Стали все больше понимать, что жизнь и история народов обусловлены расовым составом этих народов. Толчок этому новому и, как все новое, встреченному критикой и насмешками взгляду на историю дала работа графа Артюра Гобино (1816-82) «Очерк о неравенстве человеческих рас» (1853-55). О значении этого труда см. Шеман «Расовые труды Гобино, его пьесы, история и критика «Очерка о неравенстве человеческих рас»« (1910), того же автора «Гобино. Биография» (1-ый том – 1913, 2-й – 1916), и Клейнекке «Расовая теория Гобино» (1920). Гобино первым указал на значение нордической расы в жизни европейских народов и на то, что ее смешение с другими расами готовит то, что сегодня вслед за Шпенглером называют «закатом Европы». Но книга Гобино оставалась неизвестной широким кругам германской общественности, пока Шеман не выпустил ее немецкий перевод в 1898-1901 г.
Еще до появления книги Гобино, в 1845 году немец Густав Фридрих Клемм (1802-67) опубликовал книгу «Распространение активной человеческой расы по земному шару», в которой попытался по-новому взглянуть на историю. Важной вехой была также работа «Origines Ariacae», которую выпустил в 1883 г. австрийский исследователь Карл Пенка. Но общеевропейское распространение новая идея получила только благодаря труду Х.Ст. Чемберлена (1855-1927) «Основы XIX столетия» (1899). Хотя эта работа не была подлинно научной и повредила прогрессу расологии из-за своих противоречий с научной антропологией, она, вызвав ожесточенное сопротивление с одной стороны и бурные восторги с другой, впервые внесла расовую идею в сознание самых широких кругов, достоянием которых стал и расовый взгляд на историю. Можно согласиться с оценкой, которую дал этой книге антрополог Ойген Фишер: «Независимо от шаткого обоснования многих отдельных положений и произвольного изменения смысла некоторых устоявшихся терминов, автор создал смелую идейную конструкцию, имеющую, конечно, тысячи уязвимых точек, но ее ядро остается неуязвимым».
Но в 1896 г. уже вышла книга «Социальный отбор» графа Жоржа Ваше де Лапужа (р. 1854), первое научное изложение расового взгляда на историю, а в 1899 г. вторая книга того же автора на ту же тему – «Ариец и его социальная роль». В том же направлении работали Отто Амон (1842-1915), Вольтман (1871-1907), «научный продолжатель Гобино» (Шеман), Вильзер (1850-1923) и другие. Как видим, расовый взгляд на историю только начинает утверждаться, так что неизбежны ошибки, с одной стороны, недоверие и насмешки с другой. Антропологическую историю всегда «резко отвергали антропология и история, которые она хотела связать, искажали фантазеры-дилетанты, но при спокойном рассмотрении становится ясным, что в ней содержится зерно истины, за которым большое будущее» (Ойген Фишер).
Для обозначения направления исследований этого достаточно. Если т.н. спиритуалистический (идеалистический) взгляд на историю считает ее движущими силами духовные и нравственные идеи, а т.н. материалистический взгляд – окружающую среду, экономические и вообще материальные условия, то расовый взгляд видит такую силу в самом человеке, но человеке, принадлежащем к определенной расе, особый дух которой влияет на события в жизни народа, обусловленной этой расой. При одинаковых внешних условиях, при одинаковых экономических и общественных условиях каждая раса вырабатывала свои особые, только ей свойственные навыки, жила особой духовной жизнью и руководствовалась своими нравственными воззрениями.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1168;