Внешняя политика правительства Софьи. Крымские походы
Внешняя политика правительства Софьи была в целом неудачной. Хотя Польша, дважды потерпевшая в 1683–1684 гг. поражения от Турции, вынуждена была 26 апреля (6 мая по григорианскому календарю) 1686 г. заключить с Россией «вечный мир», по которому к России отошли города Киев, Смоленск, Дорогобуж, Рославль, Запорожье и прилегающие к ним области. Русское правительство в свою очередь согласилось уплатить полякам 146 тыс. рублей в знак «братской дружбы», а также разорвать отношения с Турцией и Крымским ханством. Тем временем Польша и Австрия, боявшиеся турецко‑крымской экспансии, подталкивали Россию к войне против Турции и Крыма с целью отвлечь военные силы турецкого султана и крымского хана от их владений на Балканах, Подолии и продолжения экспансии в Центральной Европе. 3 сентября 1686 г. в Москве было официально объявлено о предстоящем походе против крымского хана. Фаворит царевны князь Василий Голицын был назначен фельдмаршалом и воеводой Большого полка.
Русская армия двинулась в поход на Крым 2 мая 1687 г. от украинского города Коломак. 30 мая к ней присоединились украинские левобережные казаки гетмана и Самойловича. Продвижение на юг в условиях наступившего жаркого лета происходило крайне медленно. В середине июня татары подожгли степь – в дыму пожаров движение еще более замедлилось, в выжженной степи армия осталась без фуража и воды, начались болезни среди стрельцов, казаков и солдат, падеж скота. 7 июня Голицын приказал повернуть войска обратно. В Москве отход армии был представлен правительством Софьи… как крупный военный успех ее фаворита князя В.В. Голицына, а сама незавершенная военная кампания была использована для поднятия авторитета и престижа Софьи и ее окружения.
В феврале 1689 г. начался второй крымский поход. Голицыну было поручено командование армией в 120 тыс. человек. Подошли и несколько десятков тысяч украинских казаков гетмана И.С. Мазепы. Только 20 мая армия достигла Перекопа, понеся некоторый урон во время похода от набегов легкой татарской конницы. Однако Голицын не решился на штурм Перекопа и 21 мая приказал отступить, ссылаясь на то, что «… за безводием… над Перекопом промыслу чинить невозможно». По возвращении в Москву Голицын и на этот раз был удостоен официального приема царевной Софьей и царем Иоанном, но царь Петр категорически отказался оказать ему такую честь.
Не смогло правительство Софьи отстоять интересы России и на Дальнем Востоке от экспансионистских устремлений цинской (маньчжурской) династии Китая. Освоенное русскими землепроходцами Забайкалье (Даурия) и Левобережье р. Амур с устроенными поселениями (Нерчинск, крепость Албазин) с 1685 г. стали объектом нападений со стороны маньчжуро‑китайских войск (Албазинская война). Попытки русского дипломата Ф.А. Головина разрешить конфликт путем мирных переговоров были сорваны маньчжуро‑китайцами, которые, пользуясь численным превосходством своих войск, неоднократно ставили под угрозу жизнь посла. Правительство Софьи потребовало от Головина заключить с пекинскими властями договор на невыгодных для России территориальных условиях – русские должны были покинуть значительную часть левобережья Амура, уничтожив поселения и срыв Албазин.
Мирный договор с Китаем был подписан в Нерчинске в 1689 г. Освоение Россией Приамурья было задержано почти на 170 лет. Правда, Нерчинский договор имел одно положительное значение – между Россией и Китаем началась регулярная караванная торговля, выгодная для обеих стран.
Неудачи во внешней политике ускорили падение правительства царевны Софьи и переход реальной власти к царю Петру I.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1146;