Деятельность А.Р. Лурия в годы войны
Определяя роль и задачи психологов в клинической работе по восстановлению нарушенных функций, А. Р. Лурия выделил следующие взаимосвязанные исследовательские задачи: установление влияния поражения того или иного участка мозга на структуру психических процессов; выявление факторов, определяющих нарушение отдельных психических функций; системное описание проявлений различных нарушений мозга. Изучая общую клиническую картину и динамику психической деятельности человека, ее отклонения от нормы, психологи, по его мнению, "должны были оказать нейрохирургу и невропаталогу помощь в определении места и распространенности поражения".
Соответствующие же практические задачи включали: разработку методов диагностики локальных мозговых поражений или осложнений, вызванных ранениями, и разработку рациональных, психологически обоснованных методик, приемов и упражнений восстановления нарушенных психических функций.
Универсальность и равная применимость принципа восстановления функций путем перестройки функциональных систем (и особенно путем привлечения системы смысловых связей - связей, сложившихся на основе второй сигнальной системы) к самым разнообразным нарушениям мозговой деятельности обусловили и широкую область восстанавливаемых функций. В годы войны психологами проводилась клиническая работа по восстановлению движений и речи (речевой артикуляции, понимания речи), письма и чтения, слуха и зрения, процессов счета и пространственных операций, динамики мыслительных и познавательных процессов, по компенсации дефектов праксиса и гнозиса.
Одним из возможных путей восстановления нарушенной психической функции является "растормаживание" временно угнетенных или отключенных нейрональных структур мозга (так называемое постепенное спонтанное восстановление функций). Это динамическое угнетение функций, связанное, как правило, с нарушением возбудимости нервных клеток и нарушением проводимости синаптического аппарата может держаться очень долго. Поэтому задачей врачей является поиск путей активизации, ускорения процесса спонтанного восстановления заторможенной функции. Именно эту задачу в годы войны и решали успешно советские психологи в сотрудничестве с физиологами и неврологами.
Однако не всегда причиной торможения функций мозга являлись только нарушения возбудимости нервных клеток и медиаторного обмена. Иногда торможение функций было вызвано своеобразной фиксацией в сознании раненого первоначального дефекта (фиксированное угнетение). В этом случае действенным оказывалось коренное изменение психических установок личности. Опыт работы психологов по восстановлению заторможенных функций путем изменения установок личности подробно проанализирован как при травмах головного мозга, так и в случаях периферических ранений верхних конечностей.
В случаях поражения головного мозга наиболее типичным примером фиксированного угнетения являются постконтузионные (истерические) параличи, психогенные нарушения чувствительности и реактивная постконтузионная глухонемота. Поскольку их первопричина - контузия (отбрасывание бойца или его оглушение взрывной воздушной волной) связана с сильнейшим аффективным напряжением и эмоциональным переживанием, непосредственное физическое воздействие контузии на мозг может вызвать психогенную реакцию торможения. Результатом этого является резкое затягивание процесса восстановления функций. На естественно возникающий вопрос о возможности активного воздействия на факторы, фиксирующие дефект и тем самым затрудняющие процесс возвращения отключенных функций в деятельное состояние, советскими психологами и психоневролагами был дан положительный ответ. А.Р. Лурия в этой связи подчеркивал, что "явления постконтузионной глухоты (или глухонемоты) могут быть сняты так же быстро, как они появились, причем это возможно и на первых этапах заболевания и в застарелых случаях".
Приемы, применявшиеся с этой целью, были разнообразны, но по своей сути они всегда сводились к различным формам психологического воздействия, меняющим установку раненого и включающим заторможенную функцию в систему сохранных и активно действующих процессов.
Другой способ восстановления мозговых функций состоял в глубинной перестройке нарушенной деятельности. Он состоял в том, что функция, нарушенная вследствие мозгового поражения, существенным образом перестраивается и после восстановления начинает осуществляться с помощью совершенно иных, новых, оставшихся сохранными мозговых структур. Именно на этом направлении лечебно-восстановительной терапии были сконцентрированы основные усилия советских психологов в годы войны.
Можно сказать, что фактически не осталось ни одного более или менее серьезного нарушения мозговой деятельности, применительно к которым не были бы выработаны соответствующие лечебно-восстановительные методики и процедуры. Доказательством этого является перечисление этих нарушений (с описанием лечебных и восстановительных приемов) в обобщающей фундаментальной книге, подготовленной основоположником отечественной нейропсихологии А.Р. Лурией.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1343;