Я.А. Коменский – выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения.
Система гуманистического воспитания получила наиболее глубокое освещение в трудах Я.А. Коменского (1592–1592), который, критикуя косность и схоластику средневековой школы, задался целью превратить школу в мастерскую гуманности, мастерскую человечности. Школа, по его мнению, должна быть мастерской гуманности, в которой «молодые и необразованные люди образуются (efformantur), чтобы вполне воспринять черты подлинной гуманности … .
Цель школы он видел в том, чтобы просвещать ум, рассеивать мрак врожденного человеку неведения, заблуждений и грехов. Причем школа призвана учить так, чтобы «напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно». И притом «учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым правилам и глубокому благочестию» рекомендовал – Я.А. Коменский. Успех гуманизации учебно-воспитательного процесса Я.А. Коменский связывал с искусством воспитателя, учителя.
Цель, задачи и содержание школьной работы Я.А. Коменский выводил из требований, предъявляемых человеку, чтобы «он был: 1) знающий все вещи; 2) владыкою вещей и самого себя; 3) чтобы он себя и все возводил к богу, источнику всех вещей. Если эти требования выразим тремя хорошо известными словами, то получим: 1) научное образование; 2) добродетель или нравственность; 3) религиозность или благочестие». По его мнению, образование необходимо всем: как тупым, чтобы освободить их от природной тупости, так и одаренным детям, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным.
В решении этих задач Я.А. Коменский большую роль отводил школе, но не всякой, а лишь той, что является мастерской гуманности, если, обучаясь в ней, люди действительно становятся людьми. «Вполне соответствующей своему назначению я называю только такую школу, которая являлась бы истинной мастерской людей, в которой, следовательно, умы учащихся озарялись бы блеском мудрости…». В такой школе юношество должно обучаться тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным и благочестивым. Причем образование и воспитание должны проходить легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения. Учитель, прежде чем начать образовывать ученика, должен возбудить у него интерес к знанию, своими наставлениями сделать его способным к учению.
Я.А. Коменский полагал, что в школе не должно быть места насилию, ломке природы ребенка, подавлению его самобытности и оригинальности. Он видит причины антигуманного воспитания в том, что «учитель берет ученика таким, каким он его находит, и сразу начинает подвергать его обработке, ...приспосабливает к своим образцам и рассчитывает, что тот станет блестеть, как отполированный». Когда этого не происходит, он негодует, шумит, неистовствует. А воспитанники от подобного образования уклоняются или бегут. Не следует насильно принуждать детей учиться. Школа всеми средствами должна, по мнению Я.А. Коменского, воспламенять в детях стремление к знанию и учению, поэтому «метод обучения должен уменьшать трудности учения с тем, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий».
Дух школы, ее гуманистическая направленность определяется, по утверждению Коменского, родителями, учителями, школой, учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Но определенную роль в гуманизации воспитания и образования, в целом школьной жизни, он отводил учителю. Я.А. Коменский в «Великой дидактике» писал: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своими суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; если прилежных учеников будут время от времени хвалить, ... если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома».
Через все педагогические сочинения Я.А. Коменского, в особенности через его главное сочинение – «Великую дидактику», красной нитью проходит мысль о том, что воспитание должно строиться сообразно с природой. Он является одним из первых педагогов, придававших особое значение принципу природосообразности в воспитании и обучении подрастающего поколения. По Коменскому, согласно принципу природосообразности, человек – частица природы и должен следовать законам ее развития. «Самой человеческой природе, – пишет педагог, – присуще желание быть свободной … при избрании истины и блага». В соответствии с этим аспектом понимания принципа природосообразности Коменский ставит перед человеком три цели: быть разумным созданием; созданием, господствующим над другими созданиями; созданием, представляющим образ творца.
Осуществление каждой из этих целей предполагает проявление личной свободы и активности. Так, быть разумным – значит исследовать, понять и знать все, что находится в мире. Достижение второй цели связано со свободным и разумным пользованием всем, управление внешними и внутренними, своими и чужими действиями. Реализация третьей цели означает достижение совершенства развития своей личности.
Творчество Я.А. Коменского оказало значительное влияние на дальнейшее развитие мировой педагогики и школьной практики.
Литература периода Возрождения как источник психологических идей
Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности, развивается банковское дело, международная торговлю. В это время формируется научная картина мира, зарождается экспериментальное естествознание, крупнейшими учеными эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем обосновывается гелиоцентрическая система. Кроме того, совершаются открытие новых земель и первые кругосветные путешествия Колумба, Магеллана.
В разных странах культура Возрождения развивается различными темпами. В Италии эпоху Возрождения относят в XIV-XVI векам, в других странах - XV-XVI вв. Наивысшая точка развития культуры Ренессанса приходится на XVI век - Высокое, или классическое, Возрождение, когда Ренессанс распространяется на другие страны Европы.
Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма. Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма захватывают все слои общества - купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Благодаря гуманистам в духовную культуру приходят свобода суждений, независимость по отношению в авторитетам, смелый критический дух. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы.
Первым гимном достоинству человека стала “Божественная комедия” Данте Алигьери - произведение, соединившее в себе поэзию, философию, Теологию, науку, проникнутое верой в земное предназначение человека. Младший современник Данте - Франческо Петрарка, философ и лирический поэт, считается родоначальником гуманистического движения в Италии. В произведениях итальянских гуманистов присутствует главная идея о том, что человек творец своей судьбы и себя самого, как, например в сочинении Пико делла Мирандола “О достоинстве человека”. по мысли гуманистов, человек обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая рациональный выбор.
В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом.
Важной особенностью культуры Возрождения стало обращение к античному наследию. Возродился античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние языки - латинский и греческий. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение книгопечатания.
На культуру Ренессанса оказала влияние средневековая культура с ее многолетней историей и прочными традициями, но гуманисты критиковали культуру средневековья, считая ее варварской; в эпоху Возрождения появляется огромное количество сочинений, направленных против церкви и ее служителей. В то же время, ренессанс не был полностью светской культурой. Некоторые деятели хотели примирить христианство с античностью или создать новую, единую религию, переосмыслить ее. Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.
Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение - XV век; Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.; Позднее Возрождение - конец XVI века.
Проторенессанс, или треченто, тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, он явился подготовкой Возрождения. Начало новой эпохи связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. Крупнейшие художественные школы Италии помещались в Пизе и Сиене. Творчество Никколо и Джованни Пизано во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства. В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке. Крупнейший поэт этой эпохи Данте сохранил в своем творчестве следы средневековой поэзии и соединил их с ренессансной реалистичностью образов. В творчестве поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы Джованни Боккаччо гуманистические, ренессансные черты торжествуют над средневековьем. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1410;