Под знаком Сераписа
Чтобы понять происходившее в описываемую нами эпоху, давайте вспомним Пантеон богов, в котором жило Средиземноморье, вовлеченное в орбиту эллинизма. В принципе эллины в течение тысячелетий привыкли к миру многобожия, которым они регламентировали свою повседневную жизнь, вознося соответствующие жертвы Зевсу и его домочадцам, каждый из которых ведал той или иной сферой земного бытия.
Но Александр Великий в одночасье раздвинул границы мира, и греки обнаружили сонмы новых богов, которым поклонялись покоренные ими народы. Александр быстро понял: чтобы ладить с завоеванными народами, надо ладить с их богами. Однако не всегда все получалось гладко. Например, в Египте был свой Пантеон богов, тоже освященный тысячелетиями. Но Исиду и Осириса с их свитой и домочадцев Зевса соединить в голове простолюдина было трудно. Подобное многобожие вступало в вопиющее противоречие с поступательным ходом истории, расшатывало государственность и становилось тормозом прогресса. К тому же старые боги были чересчур консервативны, налагая слишком много запретов и не поспевая за стремительно изменяющимися реалиями бытия.
И тогда был найден компромиссный вариант. Птоломей I Сотер, т.е. “спаситель” (он правил в Александрии с 305 по 283 гг. до н.э.) приказал привезти из Синопы (это север Анатолийского побережья, то бишь современной Турции) культовое изображение Зевса, которому дал имя Серапис, составленное из имен божественного быка Аписа и Осириса, одного из самых почитаемых египтянами богов. При содействии жрецов для консолидации, как сказали бы мы теперь, на религиозной основе египетского и греческого населения в бассейне Нила было создано новое божество. Оно вобрало в себя всю существующую номенклатуру египетских и греческих богов. Серапис был объявлен Богом солнца, плодородия, стихий, загробного мира. Он почитался как спасатель от несчастий, предсказатель будущего и, что для нас крайне важно, как целитель больных. В этой функции он соответствовал как Имхотепу, мемфисскому богу-целителю, так и греческому богу врачевания Асклепию. Он был покровителем наук, и под его эгидой они расцвели в Александрии с невиданной дотоле мощью.
ДРЕВНЯЯ АЛЕКСАНДРИЯ – ПРООБРАЗ НАШЕЙ АЛМАТЫ
Рассказ об александрийской эпохе в развитии медицины хотелось бы начать, как бы это не казалось странным, с истории возникновения Алматы. И не подумайте, что мы искусственно притягиваем за уши далекие друг от друга эпохи, реалии и населенные пункты. В современной медицине есть достаточно обширные ее разделы – санитария и гигиена. Сегодня мы рассматриваем их не только в узком смысле (соблюдение личной гигиены каждым человеком), но и в глобальном – гигиена среды обитания. И здесь архитекторы Алматы и Александрии, следуя здравому смыслу, вписали нетленные страницы не только в историю градостроительства, но и в создание новых разделов медицины.
Судьбы двух городов разительно схожи. Наш город возник 150 лет назад как военный форпост в Юго-Восточной Азии, как город-крепость – отсюда и его первоначальное название Верный. Александрия, основанная Александром Македонским в 332–331 гг до н.э., первоначально тоже служила стратегическим и административным целям. Из-за удобного расположения в дельте Нила поселение это стремительно росло и уже через 10 лет, в 323 г., стало столицей Птоломеевской династии, удерживая этот высокий статус в течение трех последующих веков. Город быстро превратился в международный торговый и культурный центр Востока. Как предполагают в настоящее время, широкие, имеющие твердое покрытие, пересекающиеся под прямыми углами улицы Александрии (а это точь-в-точь планировка Алматы) были проложены согласно гигиеническим соображениям, дабы город продувался прохладными северными ветрами. И это был первый столь крупномасштабный проект, осуществленный в древнейшие времена гигиенистами. В Алматы соображения были те же, правда, здесь имелись в виду прохладные потоки чистого воздуха, спускающиеся с горных ледников.
Александрия стала колыбелью многих технических и строительных новаций. Скажем лишь об одной из них. На связанном с материком с помощью дамбы острове Фарос в 299–279 гг. до н.э. был сооружен гигантский, 150-метровый, маяк (просуществовавший, кстати, более полутора тысячелетий). В его верхнем этаже постоянно горел костер, указывая путь в Александрийскую гавань. Маяк был одним из семи чудес света. Но нас интересует в данном случае чудо света, которое по праву можно было бы назвать восьмым.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 741;