Космология Фалеса
Взгляды Фалеса Милетского на проблемы мироздания
Фале́с (греч. Θαλῆς, Thalēs) из Милета (ок. 625 до н. э. – ок. 545 до н. э.) — древнегреческий философ финикийского происхождения; военный инженер лидийских царей; совершал далекие путешествия с познавательными целями; используя полученные в Египте знания, предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., которое помогло лидийскому царю Алиатту принудить мидян к миру на выгодных условиях. Во время войны с персами Фалес проектировал инженерные сооружения для армии другого лидийского царя — Креза (595—546 до н. э.). Именем Фалеса названа одна из теорем геометрии. Фалес впервые вводит понятие природы (φύσις, отсюда прилагательное «физический»). Основным свойством природы Фалес считал изменчивость, поэтому её суть он выражает в метафоре воды. Подобно воде, природа принимает разнообразные формы и состояния.
Фалес был современником Солона и Креза. По Геродоту, семья Фалеса прибыла в Милет из Финикии.
По Аристотелю, Фалес является первым ионийским философом и вместе с тем первым (древнегреческим) философом вообще. Ему (а также Филону) приписывают изречение: γνῶθι σεαυτόν (gnōthi seauton, «познай самого себя»). Сочинения Фалеса не сохранились.
Космология Фалеса
Аристотель сопоставляет с мифологическими учениями Гомера и Гезиода. Космология Фалеса весьма напоминает египетское учение. Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши — небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды — боги, плавающие по небесному своду. С космологическими представлениями связаны и философские воззрения Фалеса. О них мы узнаём из первой книги Аристотелевой метафизики, который называет Фалеса главой физиков, и из доксографов, черпавших свои сведения из Аэция. Фалеса интересовали два тесно связанных между собой вопроса, а именно: из чего всё произошло и что составляет сущность (греч. άρχή) бытия. Фалес отвечал на эти вопросы следующим образом: вода есть сущность всего, из воды всё произошло и в воду все вновь возвращается. В пользу этого мнения Фалес приводил три довода: во-первых, семя всех живых существ есть нечто обладающее влажностью; во-вторых, все растения питаются влагой и благодаря ей приносят плоды, лишённые же влаги растения засыхают; в-третьих, даже огонь солнца и светил питается испарениями воды. Кроме воды Фалес признавал, по-видимому, ещё иной принцип, который, однако, по всей вероятности, отождествлял с водой. Фалес говорил, что Бог есть разум мира, что всё одушевлено и преисполнено демонов. Божественная сила проникает через первичную влажность, приводя её в движение. Этот мировой разум Фалес называл также необходимостью, которая правит всем. На душу Фалес смотрел как на начало вечно движущееся и самодвижущееся. Душу Фалес приписывал и магниту, так как он притягивает железо. Фалеса обыкновенно называют гилозоистом — и действительно, нельзя отвергать положительного указания Аристотеля о том, что первые «физиологи» отожествляли материю с движущим началом. Отсюда следует заключить, что мировой разум или необходимость есть начало, не отличающееся от воды. По всей вероятности, Фалес придерживался тех общих воззрений, которые встречаются у первых ионийских философов, а именно, что мир периодически возникает из первоначала и вновь в него возвращается; но указаний относительно пути, которым, по его мнению, совершается это мирообразование, мы не имеем. Симплиций в этом пункте сопоставляет Фалеса с Анаксименом, но Теофраст возражает против такого сопоставления. Интерес философии Фалеса заключается в том, что в ней мы имеем зачатки философской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения состоит в том, что легко приписать Фалесу мысли, свойственные вообще первому периоду греческой и в особенности ионийской философии. Уже Аристотель сообщает о Фалесе не на основании чтения его произведений, а по слухам, из вторых рук — а Аристотель в древней философии является самым надёжным руководителем.
Итак, заслуга Фалеса заключается в том, что он первым, кто вполне рациональным способом попытался доказать первенство элемента воды в перечне предлагавшихся в то время четырех стихий — огня, земли, воды и воздуха, которые были известны задолго до него. Вероятней всего, как это предположил Аристотель, свое воззрение он вывел из наблюдения, что пища всех существ — влажная, их семя тоже имеет влажную природу, а начало и причина роста содержащих влагу существ — вода. Он наблюдал, что теплое живет за счет влажного, умирающее всегда высыхает, а из чего каждое живое существо состоит, тем оно преимущественно и питается. Вода — основа всякой жидкости, думает Фалес, включая сюда, видимо, масла и спирты. Земля плавает на воде, и вода просачивается сквозь нее родниками, которые образуют реки. Землетрясения происходят от волнения на поверхности воды; все течет гармонично в этом мире благодаря воде. Первым и высшим, а значит и божественным, всегда считали то, у чего нет ни начала, ни конца, а таков именно море, по которому Фалес плавал. Всё во вселенной образуется благодаря затвердеванию или испарению воды. Всякое влажное вещество, например, сырая глина, с легкостью изменяет форму. Вода испаряется и предметы становятся малоподвижными. Испаряющаяся часть вещества обращается в невидимый воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфирного огня; отсюда появляются звезды, планеты, Луна и Солнце. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода образует землю. Итак, вода — начало всему. Чтобы подкрепить эту мысль авторитетом, Фалес обращается к Гомеру, который сказал: «Океан был первым». Поэтому из четверки известных ему элементов Фалес объявил воду «наипричиннейшим» элементом.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1266;