Представление при дворе: до и после. Карикатура в журнале «Панч», 1853
Представьте, что вы – дама из высшего света. Казалось бы, мечта любой нашей современницы: элегантное платье, галантный кавалер, который кружит вас в вальсе в роскошном зале… Да, это прекрасно, но жизнь светской дамы была не для слабых. Светской даме приходилось рано подниматься, чтобы уже в 9 утра кататься на лошади в Гайд‑парке среди других прекрасных наездниц. До этого она уже позавтракала, выпив чашку чая и перекусив куском хлеба с маслом. После нескольких раундов с друзьями наша дама возвращается домой, готовая приступить к трудовому дню. Ей следует разобрать корреспонденцию, ответить на приглашения, уделить время детям, отдать распоряжения кухне по поводу завтраков и обедов.
После этого дама переодевалась на выход и выезжала в город, где у нее тоже было множество дел: зайти в магазины и к своей портнихе, посетить самых близких друзей. Домой она возвращалась около двух часов дня, чтобы еще раз сменить платье, провести или посетить обед или вечеринку в саду. К четырем часам у нее, наконец, появлялось немного свободного времени на себя, чтобы почитать книги и журналы, которые обсуждались в обществе, или же принять гостей у себя. Вечера крайне редко проводились дома. Вместе с мужьями дамы навещали друзей, ужинали, играли в карты, а после этого ехали на бал или в театр, чтобы вернуться домой не раньше трех утра. И так каждый день, кроме воскресенья. Выходной был немногим спокойнее: с утра вся семья посещала церковь, а потом можно было отправиться гулять в парк. Обеды и вечеринки тоже проводились, однако были менее формальными и заканчивались раньше.
Самым важным событием для девушки аристократического происхождения было представление при королевском дворе. Если ее семья имела отношение к королевской фамилии, то представление ко двору было обязательным условием ее выхода в общество. Как правило, это происходило по достижении ею 18 лет, когда девица расставалась с гувернанткой и начинала выезжать в свет. До этого возраста ее основным занятием была учеба и рукоделие, а участие в социальной жизни было весьма ограничено. Для того чтобы предстать перед королевой, молодая девушка должна была прийти в сопровождении «поручителя» – женщины подходящего ранга и безупречной репутации, которая прежде уже была представлена ко двору, предпочтительнее всего – матери. Ко двору могли быть представлены титулованные аристократки, а также жены и дочери джентри. В XIX веке к категории джентри относились не только нетитулованные дворяне, но также священнослужители, армейские и морские офицеры, доктора, банкиры, промышленники, адвокаты‑барристеры, люди искусства. Публика попроще – родственницы адвокатов‑солиситеров, купцов, клерков – не считалась достойной таких почестей. То же самое касалось разведенных и безнравственных женщин, им королева не подала бы руки.
Само представление, происходившее во дворце Сент‑Джеймс, занимало всего пару минут, но готовились к нему несколько месяцев. Нужно было сшить подходящее платье, обязательно открывающее плечи и с трехметровым шлейфом, подобрать правильные аксессуары и украшения, обзавестись перьями, которыми украшали голову дебютантки (так королева сразу отличит их в толпе). Особенно важно было натренироваться ходить в платье со шлейфом: девушки не могли выйти из залы, повернувшись спиной к королеве, а значит, должны были красиво и изящно пятиться, перекинув шлейф через левую руку.
После того как лорд‑камергер объявлял ее имя, юная леди приближалась к трону (молясь при этом, чтобы случайно не потерять равновесие и не упасть), делала глубокий реверанс, практически приседая на пол, и целовала руку королевы (в том случае, если дебютантка принадлежала к высшей аристократии, королева целовала ее в лоб). После того как все полагающиеся реверансы были сделаны, дебютантка грациозно подхватывала шлейф и пятилась к двери. По завершении церемонии девушка становилась полноправной участницей лондонского Сезона и начинала поиски подходящего мужа.
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 977;