Чему учили офени
Первые сомнения в доктрине вековой давности, трактовавшей неандертальцев как тупиковую ветвь в истории человечества, зародились после 1951 года, когда в местечке Шательперрон во Франции были обнаружены странные орудия труда, напоминавшие одновременно и орудия анатомически современного человека и продукцию неандертальца. Потребовались несколько десятилетий, многочисленные новые находки, чтобы признать факт: неандертальцы пользовались орудиями труда и украшениями, подобными тем, что изготавливали «хомо сапиенс». Оставалось лишь гадать, почему. Как неандертальцы усвоили вроде бы совершенно чуждые им приемы?
Люди шательперронской культуры населяли юго‑запад современной Франции
Итак, в Шательперроне еще полвека назад были обнаружены следы культуры неандертальцев, опровергавшие привычные представления о ней. С тех пор во Франции и Северной Испании были обнаружены свыше сотни подобных памятников. Найденные в них орудия труда отчасти напоминают продукцию традиционной для неандертальского человека кремневой индустрии мустье, – но только отчасти. Многое в них похоже на продукцию верхнего палеолита, то есть творение рук современного человека. Возраст этой гибридной – шательперронской – культуры: 38 000 – 30 000 лет.
Гибрид соединяет несходное, смешивает несопоставимое.
Люди культуры мустье (она зародилась 125 тысяч лет назад) откалывали отщепы от крупных кусков кремня – нуклеусов – и на отщепах – небольших кусочках кремня с острыми кромками – делали себе орудия.
Анатомически современные люди, появившиеся в Европе, усовершенствовали технику обработки камня. Экономя материал, заготавливали продолговатые, узкие пластины; использовали, наряду с кремнем, также разные виды кости, в том числе слоновью кость, и рога животных; изготавливали специализированные инструменты, например, сверла с длинными остриями, с помощью которых можно было высверливать глубокие отверстия.
Резкое разграничение двух древнейших индустрии было лишь на руку археологам. Попадался им отщеп, значит, здесь жили неандертальцы. Длинная узкая пластина – люди ориньякской культуры (анатомически современные люди) или более поздней популяции.
А вот шательперронская культура заставила задуматься. Здесь соединялось несходное, смешивалось несопоставимое.
«Быть может, современный человек не сразу научился так ловко обрабатывать кремень, и мы отыскали одну из тех мастерских, в которых шло становление подлинно человеческих приемов, – мы нашли «лабораторию мастерства» Homo sapiens, где пытливо исследовались и усваивались новейшие технологии», – такую гипотезу предложили почти полвека назад французские археологи Андре и Арлетт Леруа‑Гуран, проводившие в 1949 – 1963 годах раскопки на севере Бургундии, в Гротт‑дю‑Ренн, близ городка Арси‑сюр‑Кюр. Здесь они нашли орудия труда шательперронской культуры и украшения из костей и зубов зверей с высверленными в каждом отверстиями. Возраст находок – 34 тысячи лет. Впору было задаться вопросом: «Неандертальцы носили ожерелья?» Однако археологи нашли успокоительный ответ. Они уверенно расселили в загадочном гроте анатомически современных людей. За неандертальцами – этими грубыми, косматыми «Исавами» – никто не хотел признавать тогда право на первородство. «Первооткрыватели – не они», – таков был общий хор голосов.
В пещерах под Арси‑сюр‑Кюр, несомненно, жили неандертальцы
Однако в том же слое раскопок лежали фрагмент типично неандертальского черепа и зубы неандертальца. «Ну и что? Одна находка – еще не находка», – благоприобретенная привычка «не замечать слона» не подвела и на этот раз. Находку не заметили. Ради единичного казуса никто не хотел пересматривать основополагающую теорию эволюции человека. Она устояла. На несколько лет.
В Западной Франции, в местечке Сен‑Сезар, в 1979 году археолог Франсуа Левек обнаружил скелет неандертальца возрастом 36 тысяч лет. Рядом с ним лежали украшения из просверленных раковин. С этого времени представление о неандертальце – как грубом «недочеловеке» – уходит в прошлое. Еще недавно аксиоматично считалось: «Люди верхнего палеолита, несомненно, мыслили неизмеримо лучше, чем неандертальцы». Теперь аксиома стала складываться из фактов. Новых фактов. Упомянутых выше фактов.
Разумеется, шательперронская культура – это культура неандертальцев. Она родилась не внезапно. Уже сто тысяч лет назад начинают встречаться кремневые орудия, выглядящие весьма современно, а также орудия, изготовленные из кости. В пещере близ Блоберена найдены костяные наконечники копий возрастом 60 тысяч лет. Наконец, 38 тысяч лет назад по неизвестным пока причинам культура неандертальцев начала бурно развиваться. Что же произошло тогда? Выдвигается несколько гипотез.
Неандертальцы многое переняли у людей ориньякской культуры, расселившихся тогда во Франции. Они имитировали увиденные украшения и орудия труда. Для этого не надо было даже общаться с пришлыми чужаками. Если неандертальцы набредали на брошенную стоянку Homo sapiens, то из любопытства могли поживиться найденными вещами, а потом копировали их. По мнению немецкого археолога Ральфа Шмица, люди из Шательперрона, возможно, были лишь ловкими имитаторами.
На протяжении многих тысячелетий орудия неандертальцев оставались грубыми и неказистыми (верхняя часть рисунка). Около 38 тысяч лет назад неандертальцы, населявшие Францию, внезапно научились изготавливать узкие кремневые пластины и украшения
С другой стороны, в Западной и Юго‑Западной Франции не найдено скелетов анатомически современного человека возрастом старше 33 тысяч лет. Однако необычные орудия труда и украшения появляются здесь на пять тысяч лет (!) раньше. Применительно к знакомым нам реалиям: могли ли шумеры подражать новым технологиям, появившимся в США? Так родилась другая гипотеза.
Возможно, люди ориньякской культуры отправлялись за сотни километров торговать с неандертальцами. Офени каменного века сбывали острые пластины и ожерелья. В недавнем прошлом бледнолицые торговцы уходили в глухие леса и прерии, чтобы всучить индейцам бусы и стальные ножи. Тридцать восемь тысяч лет назад у кочевых собирателей и охотников времени было в избытке. Им не нужно было заниматься «проклятым трудом» – возделывать поля и пасти скот. Почему бы им не пуститься в дальний путь ради торгового профита? Доказательств нет никаких, возражений – тоже.
Еще одна гипотеза: временами в Шательперроне жили прибившиеся к племени чужаки – люди ориньякской культуры. Они научили хозяев новым технологическим приемам, а те… те совершили «экономическое чудо». Вот так японцы веками жили почти в полной изоляции от современного мира, а потом переняли новые технологии у европейского Homo technicus и совершили свое экономическое чудо.
Впрочем, многие ученые категорически отметают последнюю гипотезу. «Неандертальцы и анатомически современные люди, – говорят они, – хорошо сознавали, что они – совершенно разные. Они держались обособленными группами и не устраивали посиделок по вечерам у костра “ради мультикультурного обмена опытом”».
Длинные филигранные орудия людей ориньякской культуры разительно отличались от ранних неандертальских орудий
Тридцать пять тысяч лет назад этнографическая карта Европы являла собой чрезвычайно пеструю мозаику. Подобное не повторится уже никогда. В одних районах Европы проживали анатомически современные люди, в других – охотились и собирали пищу гоминиды, принадлежавшие к совершенному иному виду, Homo neanderthalensis. Там процветала ориньякская культура; там – неандертальская. Те и другие племена старались держаться особняком, разве что иногда обменивались товарами с «чужими» или грабили их, может быть, даже похищали девушек из того или другого племени, но никогда не жили с «чужими» в дружном соседстве. Друг для друга они были «страшными образинами», племенами «уродцев». Ведь одно лишь описание внешних черт неандертальца – «ходил он, сутулясь, а бегал, слегка пригнувшись к земле; кисти рук казались лапообразными; особенности черепа: низкий, покатый, как бы «убегающий» назад лоб, сильно выступающие вперед надбровные дуги, сливающиеся в сплошной надглазный валик; верхняя челюсть сильно выдается вперед; подбородочного выступа нет» (А. П. Окладников) – действует на нас отталкивающе. Кто бы спорил, что и неандертальцы не морщились, видя перед собой вроде бы таких же, как и они, существ, но с иными пропорциями тела и особенно различных частей головы – с пропорциями, которых не бывает у нормального человека (неандертальского).
Французский антрополог Жан‑Жак Юблен
Наконец, еще одна гипотеза. Может быть, самая вероятная. Неандертальцы из Шательперрона сами были достаточно изобретательными людьми, чтобы придумать новую технику обработки кремневых нуклеусов, или научиться просверливать отверстия в костях и зубах животных, чтобы украшать этими предметами себя. «В то время отдельные племена неандертальцев и анатомически современных людей жили практически в полной изоляции, – подчеркивает немецкий археолог Андреас Пастоорс, сотрудник Неандертальского музея. – Я думаю, что неандертальцы из Шательперрона вовсе не общались с анатомически современными людьми, а лишь так или иначе пробовали улучшить технологические приемы, унаследованные ими от предков».
Тогда, спрашивается, кто же у кого учился? Может быть, кочевые племена «хомо сапиенс», добравшись подобно гуннам до Центральной Европы, научились у ее жителей необычным приемам обработки кремня и кости. А их потомки… они и не сомневались, что все лучшее на свете придумано людьми. Вот только некоторые из археологов готовы на свой страх и риск, опираясь на результаты последних открытий, подкорректировать эту фразу.
Здесь следовало бы – от имени большинства ученых и тем паче широкой публики – поставить жирный знак вопроса. А вместо постскриптума еще раз процитировать человека пристрастного, Андреаса Пастоорса: «Чего доброго, анатомически современные люди, переселившись в Европу, попали на все готовенькое, то бишь всего лишь принялись развивать идеи и приемы, усвоенные ими у неандертальцев из Шательперрона».
Или другого исследователя той эпохи, французского антрополога Жана‑Жака Юблена: «Кто знает, если неандертальцы могли говорить, что рассказывали они, пленники или гости, у костров своим более удачливым соперникам? И что от этого осталось в верованиях или мифах нынешних народов Земли?»
А может быть, мы и есть прямые потомки неандертальцев? Их кровинушки, унаследовавшие и развившие их культуру? С появлением генетического анализа не могла не зародиться идея проверить, чьи мы, собственно говоря, предки. Уж не неандертальцев, часом ли?
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1012;