В стороне от скоростных космических дорог
Порой экзерсисы физиков‑теоретиков кажутся настоящим образчиком схоластики. Сколько копий сломано вокруг возможного факта существования во Вселенной червоточин! И ради чего? Пересчитана вся наличная отрицательная энергия, собран комплект монополей, выстроена даже модель неуправляемого – катастрофического, инфляционного – строительства космических дорог. Как же все это далеко от насущной жизни – даже от проблем фундаментальной физики!
Однако сами исследователи так не считают. «Изучение червоточин, – подчеркивает Сэан Хейуорд, – расширяет наше понимание силы гравитации, заставляет нас прибегнуть к альтернативным идеям гравитации, например, к моделям бран, используемым в теории струн».
Наука полна чудес. Самые странные гипотезы могут здесь сбыться. Когда‑то таким же несбыточным чудом казались и Земля, покидающая центр мироздания, и параллельные прямые, уходящие за горизонт, чтобы непременно пересечься, и эйнштейновские близнецы, стареющие с разной скоростью, потому что время – оно бывает порой тягуче как мед, переливается каплями секунд, а порой летит как световые лучи, день‑ночь‑день‑год‑год‑год. Научные теории могут выглядеть куда необычнее научно‑фантастических сюжетов. Вот уже и черные дыры стали общепризнанной примечательностью космических далей, в то время как к червоточинам, – открыт ли нам вход в них или нет, – по‑прежнему относятся, как к чему‑то курьезному, как к фантому, рожденному на кончике пера. «А ведь червоточины – это всего лишь черные дыры с отрицательной плотностью энергии», – так прокомментировал свои компьютерные метаморфозы тот же Сэан Хейуорд.
Конечно, большинство его коллег рассуждает так: «Я полагаю, что ни червоточины, ни двигатели, искривляющие пространство, никогда не найдут практического применения, хотя в принципе они могут существовать. Искривление пространства – это дело не наступившего века, не двадцать второго и скорее всего не двадцать третьего» (Л. Кросс). Однако так ли это важно: «Никогда, о nevermore»?
«Мы слишком озабочены земными, практическими вопросами, мы сковываем человеческий дух, – написал однажды Стивен Хоукинг. – Речь же идет о том, чтобы картографировать неведомое в мироздании». Тень невозможного, несбыточного все так же упрямо ложится на нашу человеческую, земную жизнь, на комнату, в которой каждый из нас просиживает большую часть жизни, на ковер под ногами, но так ли уж важно, что «душе из этой тени, что ложится на ковер, не подняться – nevermore»? (Э. По, пер. B.C. Жаботинского)
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 837;