Поверхностное моделирование
Поверхностное моделирование с различной степенью полноты реализовано только в программных системах верхнего уровня: CATIA5 (Dassault Systems, Франция), EUCLID3 (EADS Matra Datavision, Франция), UNIGRAPHICS (Unigraphics Solutions, США), Pro/ENGINEER и CADDS (РТС, США). Оно предназначено для создания объектов сложной формы, таких, как поверхности деталей внешнего вида (самолеты, автомобили, бытовая техника), для проектирования изделий, изготовляемых штамповкой, и оформляющих элементов прессформ и штампов, для проектирования изделий, изготовляемых литьем, и их литьевых форм.
Поверхностное моделирование изделийпозволяет:
• достоверно представить изделия сколь угодно сложной формы;
• точно рассчитать инерционно-массовые характеристики проектируемых изделий;
• проконтролировать взаимное расположение деталей, их собираемость;
• готовить управляющие программы для станков с ЧПУ.
Изготовление таких деталей может выполняться, как правило, на оборудовании с 3- и 5-координатным управлением.
Деталь, построенная методами поверхностного моделирования, представляется пустотелой оболочкой - «поверхностью» (surface), состоящей из большого числа элементарных участков - «патчей» (patch - лоскут, патч). Два понятия - топологическая поверхность и патч - являются основными понятиями поверхностного моделирования.
Поверхность является одним из типов геометрических моделей наряду с телами и адаптивными формами (см. ниже).
По определению, поверхность представляет собой границу двух полупространств, на которые она делит рабочее пространство. Математически поверхность - это множество точек, координаты которых удовлетворяют системе уравнений
X = х (U,V),
Y = y (U,V),
Z = z (U,V),
где U, V - параметры
Замкнутые и незамкнутые поверхности могут участвовать в топологических операциях.
Геометрические модели поверхностей являются аналитическими и в отличие от тел имеют единственное представление в структуре данных. Поверхности не имеют истории создания. Точность отображения поверхностей на экране монитора регулируется коэффициентом полигонизации.
В программах обычно представлены два типа участков поверхностей - базовые (или точные) и свободные. Различия определяются способом их формообразования. Необходимо подчеркнуть, что деление участков поверхности на точные и свободные не означает, что свободные поверхности не могут быть точно изготовлены.
Базовые поверхности строятся на основе генераторов (линейчатые участки, поверхность вращения, параллелепипед, цилиндр, сфера, призма, конус, тор). При свободном формообразовании поверхности (поверхности Безье, B-spline и др.) качество результата чаще оценивается дизайнером визуально.
Применение:
· Точные участки используются для создания конструктивных элементов на сложных деталях и конструктивных элементов деталей, аналогичных построенным методом твердотельного моделирования.
· Свободные участки используются как для формирования видовых деталей (дизайна изделия), так и для построения сложных сопряжений на деталях, где обычные подходы не позволяют получать удовлетворительные результаты.
Операции над поверхностями:
Над поверхностями могут выполняться сопряжения и топологические операции (сложение, вычитание, выделение части). При выполнении топологических операций над поверхностями результат может отличаться от результата аналогичных операций над телами. Поверхности можно преобразовать в тела или в адаптивные элементы.
Поверхности могут быть проанализированы на топологию (контроль дефектов), при этом могут быть точно рассчитаны их геометрические и инерционно-массовые характеристики (объем, масса, моменты инерции, площадь поверхности и др.).
Построение изделий методами поверхностного моделирования имеет определенные преимущества:
• многоэлементные поверхности могут обрабатываться как единые геометрические элементы (топологические поверхности);
• пересечения и топологические операции выполняются над поверхностью как над единым объектом;
• поверхности автоматически обрезаются при сопряжении или объединении;
• одну поверхность можно объединять с другими многоэлементными поверхностями;
• по заданной поверхности может быть построена сетка конечных элементов.
Рис. 1.24. Метод построения кривой Безье
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 2093;