Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране
Соединенные Штаты – страна, где природная среда подверглась весьма существенным изменениям. На большей части их территории девственные природные ландшафты уже давно превратились в антропогенные. При этом, в соответствии с этапами колонизации, такое окультуривание природных ландшафтов шло в общем направлении с востока на запад. Сначала прибрежные низменности Атлантического побережья уступили место полям, садам, сеяным лугам, жилой и промышленной застройке, коммуникациям. Затем полевые, пастбищные, городские и промышленные ландшафты стали преобладающими на Центральных и Великих равнинах. Далее наступила очередь Тихоокеанских штатов, где к этому перечню добавились еще лесохозяйственные ландшафты. Впоследнюю очередь началось освоение Горных штатов, для которых наиболее характерными остаются, пожалуй, горнопромышленные ландшафты. Но при этом, увы, природе был нанесен большой урон.
В широко известных книгах Р. Парсона «Природа предъявляет счет» (1969), Ж. Дорста «До того как умрет природа» (1968), У. Дугласа «Трехсотлетняя война» (1975) и многих других подробно рассказывается о том, каким истреблением природных ресурсов сопровождалось движение колонистов на Запад. Может быть, наиболее ярким примером такого рода служит компания по поголовному истреблению бизонов в американских прериях. В 70-е гг. XIX в. ежегодно уничтожалось по 2–2,5 млн этих животных. Дело доходило до того, что железнодорожные компании предлагали пассажирам для развлечения стрелять по бизонам из окон поездов.[94] Другим примером может служить распашка пшеничного пояса Великих равнин в конце XIX в., которая проводилась без учета особенностей земледелия в сухих прериях. Расплата наступила в 30-х гг. XX в., когда пыльные бури за короткое время буквально подняли в воздух плодородные почвы штатов Техас, Канзас, Оклахома, Колорадо, превратив их в печально знаменитую «пыльную чашу». Только в 1934 г. такие бури унесли с территории Великих равнин около 300 млн т чернозема.
Бурная индустриализация страны в XX в. также чрезвычайно увеличила нагрузку на ее природную среду. В первую очередь это относится к «грязным» производствам. Достаточно сказать, что в наши дни в США действуют 2400 тепловых электростанций, 250 нефтеперерабатывающих, 144 сталеплавильных, 100 целлюлозно-бумажных заводов. В сельском хозяйстве функцию «грязных» производств осуществляют химизация и животноводческие комплексы, на транспорте – прежде всего автотранспорт. Вот и получается, что наиболее экономически развитая страна мира занимает первое место в этом мире и по абсолютным размерам загрязнения окружающей среды. А. М. Рябчиков еще в 1973 г. подсчитал долю США в мировом загрязнении окружающей среды, которая оказалась равной 31 %. В ту пору много писалось о кризисном состоянии природной среды в США, причем для этого действительно были веские основания.
Со временем в американских атласах появились карты, показывающие районы с кризисной экологической ситуацией, где развивались такие негативные процессы, как эрозия почв, понижение уровня подземных вод, опустынивание, вторичное засоление, выпадение кислотных осадков. В результате фактически вся территория страны вошла в пределы огромного Североамериканского центра дестабилизации природной среды (рис. 129 в книге I).
Высокого уровня достигло в США загрязнение атмосферы.В 2005 г. ежегодные выбросы диоксида углерода превысили 6,1 млрд т (в пересчете на СO2), или 21 т на душу населения. Это составило почти 1/4 мирового объема таких выбросов. Добавим также большие выбросы оксидов серы и азота, аэрозолей. Главная ответственность за загрязнение атмосферы ложится на две отрасли хозяйства. Во-первых, на промышленность, в особенности на тепловую электроэнергетику – тем более что большинство ТЭС страны в качестве топлива использует уголь, в том числе и довольно сернистый. Во-вторых, на автомобильный транспорт с его парком более 230 млн машин.
Рис. 199. Распределение кислотных осадков в США
Что же касается последствий такого загрязнения, то на первое место нужно, очевидно, поставить образование кислотных дождей. Судя по рисунку 199, главный ареал их распространения – индустриальный Северо-Восток США, но фактически ими затронута вся восточная половина страны. В результате в США уже около 4000 сильно подкисленных озер. Кислотные осадки – главная причина деградации водной среды в «плодороднейшем» Чесапикском заливе. Они же угрожают таким национальным памятникам, как «Индепенденс-холл» в Филадельфии, памятник Вашингтону в Вашингтоне, статуя Свободы в Нью-Йорке. Важно обратить внимание и на то, что США «обстреливают» кислотными осадками и Канаду, где примерно половина таких осадков имеет трансграничное происхождение. Упомянем также случаи истощения стратосферного озона, неоднократно отмечавшиеся над территорией США.
Не меньшую остроту приобрела и проблема водных ресурсов.В начале XXI в. в США ежегодно потребляется около 500 млрд м3 пресной воды, т. е. примерно 1/4 ресурсов естественного речного стока. Главными потребителями были промышленность (более 45 %), сельское хозяйство (42 %), коммунальное хозяйство (13 %). Но эти же отрасли давали и большое количество сточных вод. В результате 120 тыс. км водотоков страны, или 1/8 общей их протяженности, были сильно загрязнены. Втакой же, если не в большей степени оказались загрязненными Великие озера, в особенности оз. Эри, оказавшееся на пороге биологической смерти.
К этому нужно добавить сильное тепловое загрязнение речных и озерных вод, особенно вблизи крупных ТЭС и АЭС с прямоточной системой охлаждения, высокий уровень эвтрофикации многих водоемов, являющийся следствием переизбытка в них питательных веществ. Расширение добычи нефти и газа в шельфовых зонах, где работают сотни буровых платформ, привело к загрязнению морской среды. И это не говоря уже о захоронении «каменных гробов» с радиоактивными отходами в водах Атлантического и Тихого океанов (рис. 34 в книге I).
Осложнились и проблемы, связанные с земельными ресурсами.Проведенные в 1977 и 1982 гг. общенациональные исследования по определению качественного состояния земельных ресурсов показали, что из-за эрозии в США ежегодно теряется около 4 млрд т почвы, главным образом в районах интенсивного земледелия, а ущерб от нее оценивается в 1 млрд долл. Происходит также разрушение морских побережий, дельты Миссисипи. К этому нужно добавить ущерб от химизации сельского хозяйства, от изъятия земель под промышленное, городское и транспортное строительство (9– 10 тыс. км2 в год), от такой агрессивной формы разрушения литосферы, как открытые разработки полезных ископаемых, которыми затронуто несколько миллионов гектаров земель.
Особую проблему для США образует огромное количество промышленных и муниципальных (бытовых) отходов. Масса ежегодно образующихся бытовых отходов (пищевые продукты, бумага, металлы, стекло и т. п.) в конце 1990-х гг. превысила 200 млн т, или 700 кг из расчета на душу населения; по этому показателю страна продолжает занимать первое место в мире.
В литературе нередко приводятся весьма впечатляющие сведения о бытовых отходах в США. Оказывается, что в стране ежегодно выбрасывается 65 млрд металлических емкостей от напитков, 30 млрд бутылок, 65 млрд т бумаги, 100 млн старых автопокрышек, 5 млн отслуживших свой срок автомобилей, которые образуют огромные свалки на подъездах к большим городам, 7,5 млн старых телевизоров.
Таковы некоторые общие данные о загрязнении окружающей среды в США. Конечно, интенсивность такого загрязнения на огромной территории страны неодинакова. Наиболее велика она в пределах трех американских мегалополисов, где сконцентрирована основная часть населения, а также промышленного производства.
В Северо-Восточном и Приозерном мегалополисах преобладает промышленное, автотранспортное и коммунальное загрязнение, которое в некоторых старопромышленных районах еще сравнительно недавно превышало все допустимые уровни. В качестве примеров обычно приводили Питсбург, где на сравнительно небольшой территории сосредоточены 1800 промышленных предприятий, и Кливленд, где в 1965 г. буквально загоралась перенасыщенная нефтяными отходами р. Койахога. В Калифорнийском мегалополисе на первое место среди отраслей-загрязнителей следует, очевидно, поставить автомобильный транспорт. Лидерство в этом отношении принадлежит Лос-Анджелесу с его 5 млн автомобилей. Расположенный в слабо проветриваемой местности, он представляет собой идеальное место для образования сухого фотохимического смога, главным источником которого служат выхлопные газы. Не случайно этот город называют столицей смога. А американские астронавты, наблюдавшие Калифорнию из космоса, уже не раз отмечали, что Лос-Анджелес на фоне остальных районов обычно выглядит как отдельное темное пятно.
За пределами мегалополисов загрязненность природной среды, как правило, меньше, причем сами источники ее более избирательны. Например, на Центральных и Великих равнинах это прежде всего сельское хозяйство, которому сопутствуют эрозия почв, а во многих местах и опустынивание. В Горных штатах это в первую очередь горнодобывающая, а на побережье Мексиканского залива – нефтяная и газовая промышленность.
Загрязнение окружающей среды в США достигло наибольшего уровня в 60—70-е гг. XX в. Это вызвало большую обеспокоенность не только государства, но и общественности, привело к экологизации общественного сознания. Один за другим были приняты важные природоохранные законы– сначала на уровне штатов, а затем и на федеральном уровне. Вслед за законом о национальной политике в отношении окружающей среды (1969) были приняты федеральные законы о чистом воздухе, о чистоте водной среды, о борьбе с твердыми отходами, о борьбе с шумом, о контроле над ядохимикатами, об охране девственных и живописных рек, об образовании в области окружающей среды и др. Были установлены стандарты на загрязнения, системы штрафов.
Существует также национальная программа борьбы с кислотными дождями, программа борьбы с эрозией почв. Осуществляется и большая программа лесонасаждения. Реализуется национальная программа по освоению ресурсов Мирового океана, которая должна обеспечить полное освоение территориальных вод, шельфа и континентального склона, а также использование некоторых участков океанического дна до глубины 6000 м. И главное, под все эти программы выделены большие средства. Еще в середине 1990-х гг. общие затраты на охрану окружающей среды превзошли 120 млрд долл. в год; эти затраты примерно поровну делятся между тремя основными сферами природоохранной деятельности: охраной водной среды, воздушного бассейна и борьбой с твердыми отходами. С 1970 г. функционирует Национальное управление по охране окружающей среды. Расширяются НИОКР в сфере природоохранных технологий. Создана крупная экоиндустрия. А экологический рынок в США оценивается громадной суммой в 150 млрд долл. (мировой – в 500 млрд долл.).
Положительные результаты всех этих мер не замедлили сказаться. Заметно уменьшилось загрязнение водного и воздушного бассейнов. В стране с огромным автопарком свинец для этилирования бензина теперь вообще не применяется. Достигнуты успехи в борьбе с эрозией почв и опустыниванием. Объявленное в свое время «мертвым», оз. Эри стало крупнейшей в мире акваторией по вылову окуня. Словом, осуществляется система мер экологической безопасности, необходимая для перехода к устойчивому развитию. Но тем не менее отдельные проблемы еще ждут своего решения. Достаточно вспомнить о том, что США отказались ратифицировать Киотский протокол 1997 г. о сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу. Страна по-прежнему подвержена не только стихийным природным бедствиям, которые, правда, трудно предвидеть, но и техногенным авариям и катастрофам.
Например, летом 1993 г. в бассейне Миссисипи произошло разрушительное наводнение, равного которому, пожалуй, не знала история страны. В результате многие тысячи квадратных километров сельскохозяйственных земель были покрыты слоем воды до метра толщиной, а в месте впадения Миссури в Миссисипи образовалось настоящее море шириной 30 км. В той или иной степени от наводнения пострадали десять штатов. Другой пример стихийного бедствия – жестокая летняя засуха 1999 г., которая охватила приатлантическую часть страны от штата Мэн до штата Джорджия. Третий пример – ураганы «Катрин» и «Рита», которые обрушились на северное побережье Мексиканского залива в 2005 г.
А в марте 1989 г. произошла настоящая техногенная экологическая катастрофа в заливе Аляска, причиной которой стал американский танкер «Экссон Валдиз». Этот танкер, только что отошедший от нефтяного терминала порта Валдиз и имевший в своих танках около 180 тыс. т аляскинской нефти, по вине капитана напоролся на подводную скалу. Из восьми пробоин в его корпусе вылилось более 40 тыс. т нефти, которая уже вскоре образовала пятно площадью в 100 км2. Дрейф этого пятна затронул более 2000 км береговой линии, нанеся невосполнимый ущерб флоре и фауне. В течение полугода компания «Экссон» вела работы по ликвидации последствий этой катастрофы, но добиться восстановления экологического равновесия так и не удалось. После этого конгресс США принял специальный закон о необходимости всем танкерам, заходящим в порты страны, со временем иметь двойную стальную обшивку бортов и двойное днище.
Говоря о перспективах охраны окружающей среды в США, нужно иметь в виду не только законодательные и другие меры, но и переход США к постиндустриальной стадии развития. Ясно, что этот переход влечет за собой кардинальные структурные сдвиги во всей экономике, включающие в себя также уменьшение в ней доли «грязных» производств и производственной сферы вообще.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 1202;