Деурбанизация
Циклическим изменениям подвергается и инфраструктура среды человеческого обитания. Традиционное общество было по преимуществу аграрным. Соответственно, подавляющее большинство населения проживало в деревнях. Антагонизма между городом и деревней еще не существовало.
Конфликтные отношения между ними впервые складываются в условиях кризиса феодального строя в Западной Европе. Города выступали проводниками идеологии буржуазных свобод, тогда как деревни стояли по-преимуществу на позициях консерватизма. Модернизм выдвинул парадигму урбанизации. Массовая миграция в города стимулировалась процессом индустриализации. Противоречия между городом и деревней получили социально экономическое выражение. Сложность адаптации бывших крестьян к городскому укладу могла вызывать революционные потрясения, как это случилось в России. Актуализация указанных противоречий в странах третьего мира привела даже к переосмыслению концепта о международном империализме, как противостоянии «мировой деревни» и «мирового города».
Однако возрастающие требования к качеству жизни вступали все в более ощутимые противоречия с условиями городского существования. Прежде всего они определялись критерием экологичности. Одним из индикаторов завершения эры модернизма явился феномен деурбанизации. Преимущественно деурбанизационная волна охватила на первом этапе те страны, которые исторически наиболее далеко продвинулись в реализации модернизационной парадигмы развития.[524]
Автомобильная революция создавала возможность для двухнишевого существования: работа в городах, проживание – за пределами индустриальных агломераций. Следующим этапом, как реакция на вызов перманентных дорожных заторов, очевидно, явится перемещение в пригороды и ниши служебной деятельности. Коммунистическая профетика стирания различий между городом и деревней уже сейчас в ряде стран Запада является реализуемой реальностью.
Традиционное общество создавало особую семиосферу дома. Модернизм подверг ее частичному разрушению, сформировав новый феномен повседневного существования – «квартиру». Наконец, на третьей, синергийной стадии парадигма собственного «загородного дома» частично восстанавливает свое былое значение в иерархии аксиологических ориентиров.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 873;