Ноосферное миропонимание
Одним из важнейших оснований смены аксиологических парадигм указанной триады исторической трансформации является отношение человека к природной среде. В традиционном обществе оно определялось установками адаптации. Локальные традиции народов во многом выполняли функции адаптационного механизма. Посредством их вырабатывался оптимум существования человека в определенном географическом локалитете. Отсюда различия традиционных культур, коррелирующих с различиями природно-средовых условий.
Задача использования сырьевых ресурсов обусловила изменение экологических императивов. На смену «гонической» культуре (возникновение нового как рождение) традиционного общества приходит «ургийная» культура модерна (возникновение нового как производство).[527] Формируется модернистский тип человека – преобразователя. Однако все возрастающая динамика ургийности вплотную подвела человечество к порогу глобальной экологической катастрофы. Перед ним в не столь отдаленной перспективе замаячила реальная угроза самоуничтожения.
Синергийным ответом на вызов исчерпавшего себя модернизма явилось выдвижение парадигмы ноосферного миропонимания.[528] Пока оно не достигнуто, но изменение подходов к экологии в наиболее высокоразвитых странах – налицо. Деиндустриализация как таковая является в отрыве от иных обстоятельств экологической панацеей. Создание новых неиндустриальных технологий позволяет формулировать задачу формирования инфраструктур и введения в практику массового употребления технических образцов экологически безвредного действия. Чистота среды обитания все в большей степени поднимает свой рейтинг в иерархии ценностных предпочтений.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 709;