Путь гармонизации мира
Древнегреческая эстетика основывалась, как известно, на категории меры. Принцип умеренности выступал и в качестве этического императива. Идея гармонии являлась практическим воплощением данных подходов. «Во всем нужна мера», - наставлял Солон своих современников афинян.[437]
В древнекитайской философии конструктивистское значение категории меры проявлялось в диалектике инь – ян концепции. Древние прекрасно понимали функциональную роль меры, как принципа системной устойчивости. Напротив, дисгармония исторически выступала как симптом цивилизационного упадка. Диспаритеты являлись и продолжают являться важнейшим индикатором кризисного состояния общественной системы.
Принцип меры должен быть восстановлен в своем прежнем системообразующем значении. Именно он должен быть взят за основу современного глобального миростроительства. Формула успеха видится в определении оптимума реализации принципов цивилизационного существования. Должны быть высчитаны дозированныегармоничные пропорции сочетания глобализационности и автаркийности, универсальности и специфичности, модернизма и традиции. Беда современного мира – утрата чувства меры (меры потребления, меры свободы, меры индивидуализации и т.п.). В целях самосохранения человечества должна быть восстановлена гармоническая модель миростроительства. В связи с этим уместно вспомнить слова великого М. Ганди: «Цивилизация в подлинном смысле этого слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний».[438]
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 677;