Дефекты общения
помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами; выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера.
Одной из причин появления дефектов неформального общения может служить чрезмерная интенсивность делового общения, которая истощает нервную систему, исчерпывает потребность в неформальных контактах и сужает пространство и время, отведенное на общение вне работы.
В 1984 г. было проведено исследование деятельности работников справочно-информационной службы «09» г. Ленинграда. Специфика общения телефонисток состоит в интенсивности, относительной анонимности и обезличенности, одноразовости, ситуативности. Общение является функционально-ролевым, то есть протекает в соответствии с определенными правилами, нормами, предписаниями. Было установлено (Куницына, 1984), что психомоторная ограниченность профессиональной деятельности, информационная бедность и однообразие содержательных характеристик общения, преобладание средств вербального общения, высокая интенсивность труда без достаточного времени на отдых и восстановление психического ресурса приводят к отрицательным психологическим последствиям, главные среди которых:
- увеличение нервно-психического и эмоционального напряжения, появление разнообразных признаков физической, нервной и психической усталости;
- нарушения мышления, воображения, познавательной деятельности;
- нарушения в сфере неформального межличностного общения: раздражительность и конфликтность, свертывание контактов вне профессиональной деятельности, рост потребности в уединении и эмоциональной поддержке.
Дефекты общения могут появляться вследствие длительной принудительной или добровольной изоляции человека, разнообразных внешних обстоятельств и наличия определенных личностных свойств у партнеров по общению.
Можно выделить менее существенные дефекты общения, которые касаются не содержательной его стороны, а сопровождающей его экспрессии, являются следствием недостаточной коммуникативной умелости и вызывают легкое раздражение или недоумение собеседника. Это может относиться к манере покачиваться во время разговора с пяток на носки, многозначительно поднимать бровь, постоянно саркастически кривить рот, отвлекаться и т. д.
Развитие у субъекта психологической защиты неизбежно делает общение дефектным и по содержанию, и по способам взаимодействия, и по конечным результатам этого взаимодействия. Сильное развитие психологической защиты всегда препятствует нормальному человеческому общению, воздвигает психологические барьеры между людьми. Определенный тип психологической защиты, сформированный в детстве, приводит к тому, что человек в группе всегда стремится играть одну и ту же роль, желая скрыть под выбранной маской неуверенность, скованность, зажатость, страх. Конкретные поведенческие проявления защитной модели обусловливают специфические дефектные черты общения и взаимодействия таких людей. Эти дефектные характеристики общения иррациональны по своей природе, не осознаются в полной мере и возникают вновь и вновь независимо от партнера, ситуации, возраста, опыта, навыков общения, – как только создается угроза самооценке, позитивному «Я» данного человека. Часто дефектное общение граничит с деструктивным или переходит эти границы.
Обратимся к конкретным примерам.
Человек, у которого сформирован механизм регрессии, в любом возрасте будет исполнять роль «ребенка», как только возникнет сильный страх неудачи при необходимости проявить инициативу, преодолеть неуверенность. Особые черты защитного поведения, просвечивающие в дефектном общении, – внушаемость, склонность к поверхностным контактам, обостренная ностальгия, которая содержательно доминирует в общении, плаксивость.
Роль «романтика» играет человек, который боится отвержения, питается иллюзиями, с готовностью принимая простое внимание к себе за принятие и уважение (механизм отрицания). Дефекты общения и взаимодействия – хвастовство, лживость, самонадеянность, демонстративность, склонность к розыгрышам, часто безжалостным, эгоцентризм.
Роль «философствующего» (механизм интеллектуализации и близкие к нему механизмы сублимации, рационализации) означена такими частыми дефектами общения, как подмена деятельности (особенно при необходимости принять решение) рассуждениями, произвольная схематизация происходящего, самодискредитация, склонность к избирательным, ритуальным, навязчивым действиям.
Роль «проверяющего» (механизм проекции) связана с такими дефектами общения, как заносчивость, несговорчивость, чрезмерная гордость, нетерпимость к возражениям, чрезмерное внимание к промахам и недостаткам других людей.
Роль «козла отпущения» (механизм замещения, перенос гнева) включает сверхтребовательность к окружающим, вспыльчивость без меры, склонность к доминированию и сентиментальности одновременно, импульсивность, сильные реакции протеста на критику или в ее ожидании.
Об одном нашем известном режиссере читаем в «Общей газете» (№ 45, ноябрь 1999 г.). «Если (имярек) задет или обижен, он становится агрессивным как бешеный бык. Те, кто бывал на съемках, знают: наступает момент, когда в атмосфере сгущается электричество. Воздух начинает вибрировать, группа незримо вбирает голову в плечи. И никогда нельзя угадать, чем кончится – шуткой или чудовищным скандалом. ...Наиболее чуткие знают, если он бушует, топчет свою шапку, если на площадке стоит ор и висит мат, это скорей всего потому, что он что-то делает неправильно, а что – еще сам не понимает. Обвинив всех подряд, он уйдет и будет три-четыре дня думать, как все переделать. А когда вернется, будет спокоен и уверен».
Дефекты общения подпитываются и другими видами психологической защиты. Кроме того, их порождают манипулятивный стиль общения, о котором уже говорилось, и авторитарный стиль общения, о котором речь пойдет в следующем разделе.
Дефекты общения тесно связаны с акцентуациями характера.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 998;