Andante cantabile С. Рахманинов. Музыкальный момент op. 16, № 3

IV11

Прибавление к ундецимаккорду сверху еще одной терции обра зует еще более сложную — семизвучную — гармонию, которая называется терцдецимаккордом (обозначается цифрой 13):

205

Название этого звукового комплекса определяется интервалом терцдецимы, возникающим между крайними звуками.

Однако тот факт, что в терцдецимаккорде содержатся все семь диатонических ступеней лада, практически «размывает» гармонию как таковую, с одной стороны уменьшая яркость и характерность ее звучания, а с другой — делая менее острыми и определенными заключенные в ней ладовые тяготения, притупляя их и тем самым затушевывая функциональное значение аккорда.

Скорее всего, именно это обстоятельство и обусловило весьма ограниченное применение терцдецимаккордов в музыкальной практике, которые если и используются, то скорее в качестве полифункциональных созвучий, а не как самостоятельная гармония.

По сути дела, терцдецимаккорд представляет собой сочетание двух слитно расположенных септаккордов.

206 и т.д.

Известно, что существует семь разных видов септаккордов, следовательно, используя их в разнообразных комбинациях, можно получить свыше тридцати различных по звучанию вариантов терцдецимаккордов (разумеется, без повторений — в иной записи — энгармонически равных звуков):

208 [Andante assai] Росо rit. С. Прокофьев. Соната № 4, ч. II

Б.13

 








Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 1137;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.