ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА

Эта проблема возникает, во-первых, потому, что очевидно качест­венное различие вещественно-субстратных предметов и сознания, во-вторых, очевидно также и то, что весь материальный мир разнообразен. Так много ли субстанций (и не сводимы ли они к двум - к материи и духовной субстанции) или в основе всего многообразия - только одна субстанция? Эта проблема возникла еще в античности, и через всю ис­торию человеческой культуры она прошла как "проблема единства ми­ра". В Древней Греции, как мы видели, Гераклит объяснял многообра­зие мира, в том числе души, разными модификациями огня; душа, как другие системы, вовлечена в космический круговорот; "сухая душа" ближе стоит к огню, чем "влажная", являющаяся субстратом ощущений. По существу из единого начала - атомов - пытался объяснить многооб­разие мира, а также различные состояния сознания Демокрит. Некото­рые философы, правда, полагают, что Демокрит признавал вторую суб­станцию - пустоту, но это была, если быть более корректным, вовсе не субстанция, поскольку не являлась источником многообразия предмет­ного мира. У него пустота - лишь условие проявления единой субстан­ции. Совсем другую картину нам дает Эмпедокл, у которого в самом основании мира положены четыре "равных" по своей мощи субстанции - вода, воздух, огонь и земля; они заполняют все пространство, находят­ся в движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Все вещи как

1 Спирин А.Г. Сознание - самосознание. М., 1972. С. 83.


бы складываются из этих четырех "корней" (субстанций) вроде того, как стена сложена из кирпичей, камней, скрепляющей их массы. Каж­дый из своеобразных предметов и сложен своеобразно: кость, например, составлена из двух частей воды, двух частей земли и четырех частей

огня.

Таким образом, в античной философии уже сложились противопо­ложные направления: монизм(от "monos" - один), считающий, что все многообразие предметов и явлений образуется из одной, единственной субстанции, и плюрализм(от лат "pluralis" - множественный), при­знающий несколько или множество субстанций, создающих все много­образие мира. Существует разновидность плюрализма - дуализм;он наиболее ярко представлен в философии Декарта. У него два исходных начала всех предметов и явлений - материальное и идеальное; в чело­веке связаны между собой безжизненный телесный механизм с волящей и мыслящей душой посредством так называемой шишковидной железы.

Монизм и плюрализм подразделяются на идеалистическую и мате­риалистическую разновидность. В немецкой классической философии, например, идеалистический монизм представлен прежде всего Гегелем, а материалистический монизм - Фейербахом. Наиболее видным идеали­стом-плюралистом Нового времени был Лейбниц. Его не удовлетворяла материя как пассивная субстанция, и он признал существование мо­над - множества духовных субстанций, образующих столь разнообраз­ный чувственно-предметный мир (физический космос).

Наиболее обоснованным является материалистический монизм. Его основное положение: мир един по своей материальности. Данное поло­жение конкретизируется в нескольких других. Первое:мир един, по­скольку он субстанциален. Все, что существует, есть субстанция или ее свойства. Субстанция атрибутивна. Одним из атрибутов материи как субстанции является отражение, существующее на любом из ее струк­турных уровней. Отражению свойственно усложнение форм. Наивыс­шей из известных на сегодня науке форм оказывается индивидуальное сознание. Духовность, базирующаяся на сознании человека, есть не противоположность субстанции, а одно из ее важнейших свойств. Суб­станциальный характер сознания "снимает" абсолютную противополож­ность материи и сознания, но заключает в себе относительное их разли­чие (в пределах единой субстанции). Второе:мир един по своей физи­ческой структуре. Наука установила, что на Солнце, на других звездах Вселенной существуют в основном те же самые химические элементы, физические вещества и поля, что и на Земле. Постепенное, но неук­лонное продвижение науки в глубины микро- и мегамира подтверждает, что везде имеются одни и те же физические виды реальности - вещест­во, поле; наука уже изучает новый вид - антивещество и подошла к


описанию антиполей. Интересными в перспективе для деятельности и жизни человека представляются работы биофизиков, биохимиков и пси­хологов над пси-полями, что позволит, возможно, прийти к установле­нию более тесной связи индивидуального сознания с миром в целом. В представление о вещественно-субстратном единстве мира входит также рассмотрение всего этого мира как целостности. Вселенная - это сис­тема бесконечного множества иерархически соподчиненных систем, а она сама - тоже система, но особого рода: она, в отличие от конкрет­ных систем, бесконечна в пространстве и во времени, она не закрытая, а открытая система. Системность материи означает взаимосвязь кон­кретных систем: не связь любой из них с любой другой системой (что ограничено предельной скоростью распространения света), а в конечном лишь счете всеобщую взаимосвязь. Третье:мир един по внутренним отношениям между явлениями. В основе любых связей - функциональ­ных, самоорганизующихся, целевых и прочих - всегда находится при­чинность. Отношение причинения - это такая связь между являениями, при котором одно явление при наличии определенных условий вызывает к жизни другое явление (следствие). Признаки причинной связи: вре­менная последовательность, необратимость, однозначность, порождае-мость. В процессах причинения происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию. Хотя качество следствия ока­зывается при этом неравным качеству причины, между ними имеется неразрывная связь. Комплексы причинно-следственных связей создают цепи причинения (в том числе вероятностные, двулинейные с обратной связью). Беспричинных явлений в природе не существует. Четвертое:мир един по своим законам. Он не есть хаотическое нагромождение предметов и явлений. В одних своих аспектах он един по своим физи­ческим законам, в других единство обеспечивается химическими, био­логическими законами, а в целом его единство, к тому же в связи с мышлением, сознанием, обеспечивается действием всеобщих законов диалектики. Единство мира по его законам раскрывает нам помологиче­ское ("nomos" - закон) единство мира. Пятое:мир един по своему про­исхождению. Свою "начальную точку" имеют галактики, наша Солнеч­ная система, человек и другие материальные и духовные явления. Все многообразие человеческих этносов, рас, индивидов имеет единый "корень" - становление Солнечной системы, и в этом смысле (если брать космогоническую гипотезу о ее происхождении из раскаленной газопылевой туманности) огонь, действительно, предшественник и ос­нова всех людей. Итак, мир не плюралистичен в философском смыс­ле слова; он монистичен, и этот монизм есть единство субстанциаль­ное, вещественно-субстратное, каузальное, помологическое и генетиче­ское.









Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1370;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.