НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период,
который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом
- годом смерти Гегеля - с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она
представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла
быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще.
Перечислим по крайней мере некоторые из ее положительных моментов. Философия
Канта довершает ноэтическую (ноэма, ноэзис.- Пер.) философию. В философии
Канта нашло свое выражение теоретическое отражение рефлексии человеческой
свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой
классической философии мы находим зачатки "философии активной стороны" у
Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию
"динамического процесса" в природе, близкую к материалистической диалектике,
диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время
благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая
философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает
неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.
Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей
предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля разрабатываются
законы не только объективной, но и субъективной диалектики.
Оборотной стороной этих позитивных результатов является
мировоззренческое утверждение большинства философов в идеализме. Эта
тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции
идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании
новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие
требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает
определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии
связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или
эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и
политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия
переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.
Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в
немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта
В противоположность онтологической позиции древней и средневековой
философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что
наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является
достоверность самого познающего Я. В рамках этой традиции ряд философов
Нового времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу о
характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия. В
философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение
субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг,
Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний поэтический
приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности.
Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм (он
характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок
развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея
мировой целостности). Другой причиной этой ориентации является так
называемая спинозовская дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Якоби (1743-1819)
"Об учении Спинозы" ("Ober die Lehre des Spinoza"), изданной в 1785 г.
Дискуссия, направленная на реабилитацию философии Спинозы, является одной из
вех прогрессивного духовного развития в Германии того времени. Гердер
участвовал в спинозовской дискуссии своим трактатом "Бог" (1787), в котором
попытался модернизировать спи-нозизм (заменил "распространенность"
"органическими силами", моделью для которых служит скорее живое существо,
чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации Спинозы,
которую предпринял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога с
некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская дискуссия
показывает, что послекантовская философия включала в себя и те философские
направления в Германии, которые развивались независимо от Канта.
В социальном плане немецкая философия - свидетельство идейного
пробуждения "третьего сословия" Германии. Экономическая незрелость и
политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность
Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия
использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и
Голландии. Этот момент весьма положителен.
Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено
идеалистической формой, которая впоследствии стала для нее роковой. Вместе с
тем она способствовала - несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий
характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов,-
тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного
развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно
реагировала на новые стимулы.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 769;