ГНОСТИЦИЗМ

Христианство было вынуждено с самого начала , противостоять враждебному

окружению. Однако его единству угрожали и внутренние противоречия -

необходимо было разделаться со многими течениями, пытавшимися соединить

христианство с нехристианскими элементами.

Самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением был

гностицизм, наибольший расцвет которого приходится на середину II в.

Гностицизм \ Гностицизм (от греческого gnosis - знание) - общее название

учений, сторонники которых стремились "опознать", понять свою веру, т. е.

высшее, созерцательное и синтетическое познание божества. \ был одним из

многочисленных и сложных явлений в истории религии. Он предшествовал

христианству и исходил из религиозно-мифологических представлений Востока

(кроме еврейских это были, в частности, элементы вавилонских, персидских,

египетских и других представлений). К ним присоединялись философские идеи

учения стоика Посидония, Платона и неопифагорейцев.

Гностицизм был предзнаменованием зарождения нового этапа в развитии

мышления - средневековой христианской философии. Его характеризовал

религиозно-философский синкретизм, проявившийся в христианской форме.

По отношению к тому или иному элементу различаются следующие

направления гностицизма: иудейский гносис (Василид-ок. 130-142; Валентин-

ок. 150), языческий гносис, христианский гносис (Маркион из Синопа,

основавший собственную церковь, которая длительное время удерживалась наряду

с главной церковью).

Особой чертой, присущей всем направлениям гностицизма, является

дуалистическое объяснение мира, источник которого - в персидском

зороастризме \ Зороастризм - дуалистическая древнеиранская религия,

создание которой приписывается мифическому пророку Зороастру (Заратустре).

Зороастризм окончательно оформился в VII в. до и. э. Его центральной идеей

является постоянная борьба двух принципов: добра, воплощенного в светлом

божестве, и зла. воплощенного в темном божестве. Его эсхатологические идеи о

конце мира, о посмертном воздаянии, о страшном суде, о воскрешении из

мертвых. о рождении девственницей будущего спасителя повлияли на иудаизм и

на христианство. \[ ]и в некоторых греческих

религиозно-философских направлениях. Согласно воззрениям гностиков, борьба

света и тьмы, добра и зла имеет универсальное, космическое значение. Она

выступает борьбой материи, т. е. зла, с духом, носителем света и добра. Зло

происходит из материи, добро - от бога.

Важной проблемой гностицизма была теодицея \ Теодицея (от греческого

theos - бог, dike - справедливость) - оправдание бога. Обычное название для

религиозно-философских трактатов, преследующих цель оправдать тем или иным

образок видимое и непримиримое противоречие между верой во всемогущего,

всемудрого, всеблагого бога и существованием зла и несправедливости в мире.

\, т. е. доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении и значении

зла в мире, объяснить, почему существует в мире зло, если бог добр и

справедлив. В христианстве она имеет особую роль и вес, ибо эта вера

воспринимает, с одной стороны, иудейское представление о мировом творце, а с

другой стороны, мир для нее является местонахождением греха, спастись от

которого можно лишь верой в Христа \ Христианская теология "решает"

противоречие между аморальностью в мире и бесконечной добротой бога при

помощи идеи о свободе воли человека, которую он получает от бога. Человек

может выбирать между добром и злом. Если при этом он руководствуется

религиозными нормами, то творит благие дела, если он эти нормы игнорирует -

творит зло. \. Здесь с необходимостью встает вопрос, почему всемогущий

бог создал мир зла, выход из которого для человека заключается лишь в

искуплении.

Гностики решают проблему так: различают бога-творца и бога-искупителя.

Таким образом, существуют два божества: бог как всеблагой искупитель и

подчиненный ему, даже враждебный, творец (демиург) мира.

Гностическое понимание божества обусловлено специфическим

представлением о месте человека в мире и о его искуплении. Грешность - это

не вина человека, так как душа индивидуального человека является лишь полем

боя, на котором происходит вечный спор между добрым и злым принципами.

Согласно гностикам, эту борьбу между добром и злом человек наблюдает и

познает.

Существенной чертой гностицизма была мистика. Превращение бога в

человека и соединение с ним являются великим таинством христианского учения.

Мистическая направленность этого учения отвергает логику разума и

основывается на неописуемом, бессознательном, экстатическом соединении с

богом и другими сверхъестественными силами и явлениями. Познание бога у

гностиков не рационально, а имеет[ ]сверхъестественное

содержание.

К концу II столетия формирующаяся официальная церковь начинает вести

борьбу с гностицизмом. Причиной этого был прежде всего недоступный

большинству верующих уровень его суждений. Гностики, как правило, весьма

сложно, в аллегорической форме интерпретировали Библию, а это открывало путь

к ереси. Неприемлемыми были также их туманные, псевдофилософские и

мифологические объяснения. Крайний дуализм этого учения был основан на

полной независимости материи от бога, ограничивал божественное всемогущество

и тем самым подрывал монотеистическую сущность христианства.

 








Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 679;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.