АПОЛОГЕТЫ

В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и

атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные

апологетами (с греческого "апология"-защита). Они обращаются со своими

трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают

защищать преимущества христианского учения.

Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы. Они

были первыми христианскими философами, которые хотели приспособить греческое

философское учение к потребностям собственных концепций. Их деятельность

приходится на II столетие, называемое столетием апологетов-единственно

правоверных философов.

Интересы апологетов были разные: одни работали в теории становления

христианской науки, другие осуществляли практическую деятельность (как

пропагандисты). Одни полемизировали с язычниками, другие - с еретиками. Одни

были приверженцами эллинистической духовной культуры, другие - ее

противниками. Некоторые предавались метафизическим спекуляциям, другие

опирались на трезвые суждения здравого смысла.

Одним из первых апологетов был Юстин Мартир (мученик), так называемый

Христос в философской ризе (ок. 100-166), который отстаивал истинность

провозглашенного учения и почитал философию (платонизм), ибо направлена она

ко Христу. И христианство, и философия ведут, таким образом, к богу.

К греческим апологетам относится его ученик Татиан, который в апологии

"Речь к эллинам" фанатически осудил всю языческую культуру и с ненавистью

нападал на античную культуру.

К философствующим апологетам, которые стремились доказать независимость

христианства от античной философии, принадлежит и Теофил Антиохийскии,

епископ в месопотамской Антиохии.

Одно из направлений апологетики занималось критикой гностицизма и

стремилось придать христианству форму философско-теологической доктрины.

Представителями этой группы были Эрней (конец II в.), трактат которого

"Разоблачение и опровержение фальшивой гносис" важен для познания

гностического учения, и его ученик Ипполит (ум. ок. 236).

Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160-230), юрист, философ и теософ,

активно поддерживал тезис о несоединимости философии и религиозной веры. Его

величайшие заслуги для церкви состояли главным образом в пропаганде

христианства, в защите церкви от римских властей и от еретических

поползновений. Он был первым христианским мыслителем, который писал на

латыни (частично на греческом). Его главным трудом считается "Апологетикум"

("Защита"), написан где-то в 197 г.

Непримиримо выступал против соединения философии и христианства,

утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения.

Принцип Тертуллиана "верю потому, что нелепо" полностью выражает содержание

и смысл его учения, в котором истинность веры является совершенно иной, чем

истинность разума, чем истинность материального мира. Философии он

противопоставлял религию, языческой науке - христианскую веру, против разума

он ставил божественное откровение. Научные исследования становятся

излишними, когда известно Евангелие - единственный авторитетный источник

познания бога, а тем самым и любого знания, ибо бог все определяет и правит

человеческой жизнью. Философский разум ведет лишь к ереси.

Тертуллианово понятие веры как высшей истины подготовило почву для

подчинения философии теологии (науке о вере), что было характерным для всего

последующего периода развития христианской философии.

 








Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 833;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.