Бесплодие
Бесплодных браков, по данным различных авторов, от 10 до 15 % с тенденцией к увеличению. В среднем бесплодными оказываются 48–50 % женщин и 50–52 % мужчин. Обоюдное бесплодие в браках встречается в 10–19 % случаев. Основными факторами, приводящими к бесплодию, являются:
1) отсутствие либо функциональная неполноценность половых клеток, обусловленная врожденной или приобретенной соматической (сома — тело) патологией (в частности, у мужчин — отсутствие или производство недостаточного количества полноценных сперматозоидов, а также неспособность «доставить» их по месту назначения в должное время);
2) нарушение проходимости половых путей вследствие перенесенных воспалительных заболеваний или врожденных анатомических аномалий;
3) нарушение имплантации оплодотворенной яйцеклетки (маточный фактор — результат перенесенных воспалительных процессов, дистрофических изменений стенки матки после искусственных абортов и выкидышей, наличие опухолей);
4) иммунологические факторы (выработка антиспермальных антител в шеечной слизи матки и образование аутоантител к собственным сперматозоидам у мужчин);
5) эндокринные факторы;
6) психологические факторы (в том числе нереализованные личностью духовные устремления);
7) социальные факторы.
Репродукция человека — это сложный многоуровневый процесс. Различные факторы нарушают его на разных стадиях, начиная от закладки половых органов и до момента родов. И в случае наличия соматических причин, и в случае их отсутствия психосоциальные факторы будут играть существенную роль в формировании бесплодия. Исследования, проведенные в этой области, позволяют предположить, что низкая способность к воспроизведению потомства связана с подсознательным и сознательным отрицательным отношением к деторождению, с неготовностью стать родителями и с нарушением связи поколений в глубинном духовном аспекте. Сомнения в страстном желании иметь детей вызывает у бесплодных пар бурные протесты, однако со временем они могут осознать свою подсознательную проблему, что способствует ее разрешению.
В бесплодных парах и мужчина, и женщина склонны считать, что невозможность иметь ребенка связана с внешними обстоятельствами, а не со своими собственными побуждениями, мотивами и противоречиями. В таких парах часто искажены половое самосознание, понятия женственности и мужественности, роли мужчины и женщины в семье. Для обоих свойственно непонимание творческого аспекта брака, необходимости рождения нового начала в процессе творческого взаимодействия. Многие авторы подчеркивают наличие агрессивных, истерических, невротических отклонений личности, а также внутреннего конфликта по поводу беременности, материнства и отцовства, которые могут привести к бесплодию или увеличению числа самопроизвольных выкидышей (вынужденная бездетность). «Блокада зачатия» может быть различной в зависимости от глубины и длительности психосоматического напряжения, психогенных страхов перед беременностью и родами, которые своими корнями уходят в жизненные ситуации, пережитые в разные возрастные периоды, особенно в детстве. Существует мнение (Захаров А.И., доктор психологических наук, кандидат медицинских наук), что эволюционный аспект инстинкта материнства недостаточно изучен, и что материнский инстинкт развивается в возрасте до 4-х лет, потом приходится лишь устранять нарушения. Трудно переоценить роль матери в воспитании будущей женщины, она оказывает решающее влияние на формирование материнских чувств и правильное отношение к мужчине.
«Обобщая результаты психотерапевтического лечения, можно сделать заключение, что часто женщина, страдающая психосоматическим бесплодием, испытывает чувство ненависти к своей собственной матери, отождествляя его с враждебностью по отношению к себе, и переносит свою ненависть на собственных детей, боясь, что она также впоследствии будет ненавистна им. Чувство виновности и страха часто приводит к убежденности, что она умрет в родах. Но все это происходит подсознательно. Целый комплекс чувств: подавленность, отчужденность, гнев, склонность к убийству и страх — сдерживается в подсознании и, по-видимому, действует опосредованно через психофизиологические механизмы, вызывая определенные изменения в репродуктивной системе, несовместимые с беременностью» [5].
«Rubenstein отметил, что у всех этих женщин была одна центральная проблема психотерапии — ярко выраженная неосознаваемая враждебность, направленная на свою мать. Несомненно, утверждает автор, что многие совершенно здоровые женщины, способные к деторождению, сохраняют неосознанное враждебное отношение к своим матерям» [5]. У женщин с такой неосознанной враждебностью стерильность (бесплодие) является защитой от возникновения послеродовых психозов, часто сопровождающихся неосознаваемой ненавистью к ребенку вплоть до желания убить его. «Этим женщинам помогает осознание глубины своего враждебного чувства, интенсивность которого не оправдана действительной ситуацией» [5]. Образ матери для каждого человека является собирательным, символизирующим терпимость, любовь и мудрость — вынашивающие качества, созидательные силы жизни. Поэтому конфликты с матерью отражают глубинные проблемы человека в отношениях с окружающим миром, подсознательное или сознательное нежелание нести женскую программу.
«Инстинкт материнства опосредован опытом предыдущих поколений и может быть как усилен, так и ослаблен под влиянием семейных установок. Опыт детства влияет на развитие инстинкта материнства через призму отношения матери к девочке при подчеркивании именно женских качеств любви к потомству и заботы о нем» [15].
Девочка, совсем еще дитя,
Куклу положила на колено,
И, глазами празднично блестя,
В маму с ней играет вдохновенно.
Да когда ж смогла она узнать,
Как, с младенцем слившись нераздельно,
Усыпляет маленького мать
Вековечной песней колыбельной?!
Вижу я, игра идет всерьез.
Девочка, от счастья замирая,
Гладит прядку кукольных волос,
Шепчет: «Спи спокойно, дорогая!
Кушать захотела!.. Погоди!..»
Наклонилась, зашептала тонко,
И прижала к худенькой груди
Своего послушного ребенка…
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 986;