ГЛОССАРИЙ
Аккультурация - процесс взаимовлияния культур - когда культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологами в 1930-х гг.
Аксиология - теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.
Аномия(от франц. anomie — отсутствие закона) — отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общественной жизни.
Аппроксимация— поэтапное приближение к нормальной грамматике через серии творческих проб и ошибок.
Артефакт- 1. Процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.
Архетип - прообраз, образец, первичная форма. В научный оборот термин введен К.-Г. Юнгом, для которого архетип - врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу, он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека и играет существенную роль в художественном воображении.
Ассимиляция - процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
Атараксия(от греч. ataraxia - невозмутимость) - состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.
Бифуркация - стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса.
Бихевиоризм(от англ. behaviour - поведение) - теоретическое направление в психологии, возникшее в конце XIX - начале XX в. и сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение в целом рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов.
Боди-арт (от англ. body art - телесное искусство) – современное художественное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест.
Верификация(от лат. verificatio - доказательство, подтверждение верности или истинности чего-либо) - установление истинности тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о культуре в знании о культуре.
Вестернизация(от англ. west - запад) - процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.
Видео-арт(от лат. video - вижу) - одна из форм современной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами являются не материальные предметы, а визуальные или аудиовизуальные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок.
Виртуальная реальность- искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.
Вторичные моделирующие системы(«вторичные языки культуры», «культурные коды») - языки, «надстраивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др. Вторичные моделирующие системы складываються в единое сложное семиотическое образование – культуру (Ю.М.Лотман)
Генезис(от греч. genesis - происхождение, возникновение) - процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др.
Герменевтика- традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.
Гиперреализм (фотореализм)- художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности, стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счет имитации образов фотографии.
Глобализация(от лат. globus - шар) - процесс перерастания какого-либо -явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.
Деконструкция - преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций реальности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.
Дискурс(от лат. discursus - рассуждение) - какая-либо философская или научная концепция, обр - ащенная к читателю или слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл,лишь в деятельности.
Диффузионизм- теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований.
Древо мировое– характерный для мифологического сознания образ, воплощающий универсальную картину мира. Оно является доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства. Древо мира отделяет мир космического от мира хаотического.
Европоцентризм - культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.
Западничество- направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.
Знак - материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.
Знаковая система - совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционныхпроцессов.
Идентичность- психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности.
Инкультурация- процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.
Интеграция культурная - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.
Информационная культура - 1.Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.
Картина мира –относительно целостная система образов и представлений, характеризующих устройство мироздания. Картина мира присутствует в каждой культуре. Ее выражают древние мифы ( «Древо мировое»), различные религии; картина мира изменяется и на том или другом культурно-историческом этапе. Современная картина мира выражена формулой: «системность, динамизм, самоорганизация.
Катарсис(от греч. katharsis - очищение) - 1. В «Поэтике» Аристотеля — возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него; позже - духовное очищение и внутреннее освобождение, которые испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. 2. Один из методов психотерапии.
Кинетическое искусство(от греч. kinesis - движение) --художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами.
Коммуникация социокультурная - процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем.
Коннотация - вторичный язык по отношению к первичному языку денотации. Коннотация дает возможность обозначить в явлениях культуры и искусства не только основные, явно присутствующие значения, но и такие сопутствующие значения, которые неявно функционируют в сознании общества в виде образов и образцов (символических, аллегорических, метафорических по форме).
Контркультура- направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.
Креационистский подход- подход в понимании происхождения культуры, в основе которого лежит представление о божественном или ином сверхъестественном творении, что свойственно теологическому взгляду на культуру (иудаизм, христианство, ислам).
Культурантропология, культурная антропология- одно из направлений философской антропологии (учения о природе человека), ориентирующееся на построение теории человека как субъекта культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.
Культурные ареалы- зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов и черт. Культурные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распространения каких-либо элементов специализированных культур.
Культурогенез- процесс зарождения культуры.
Легитимация(от лат. legitimus - согласный с законом, законный, должный, надлежащий) - процесс социального или культурного «узаконивания».
Маргинальность культурная - 1. Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистека ющими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркультурные проявления.
Ментальность, менталитет(от франц. mentalite) - мироощущение, мировосприятие) - глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.
Модернизм— термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искусствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной брани с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому. При таком подходе под модернизмом могли пониматься самые разные течения и направления художественной практики, часто очень несхожие между собой, механически и формально объединенные в одно целое лишь благодаря их общей негативной установке к традиционным для новоевропейской культуры художественным опытам, открыто заявившим об его неприятии. Модернизм критиковали за отход от традиции, антиреализм, эстетство, пессимизм, формализм, за демонстративное пренебрежение «партийным принципом в искусстве» и т.д.
Морфология культуры - раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.
Мульти(от лат. multum - многое) - часть сложных слов, указывающая на множественность или многократность.
Научно-техническая революция- понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. Начало НТР принято относить к середине 1940-х - нач. 1950-х гг.
Неогегельянство— течение в философии конца XIX — нач. XX вв., для которого характерно стремление к созданию целостного монистического мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Гегеля.
Неокантианство - ведущее направление философской мысли Германии сер. XIX - нач. XX в., решавшее основные вопросы философии путем нового истолкования учения И. Канта.
Нигилизм(от лат. nihil - ничто) - 1. Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм. 2. Идейное течение европейской культуры конца XIX - нач. XX в.
Ноосфера(от греч. noos - ум, разум и греч. sphaira - шар) - эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Близкие по содержанию понятия — техносфера, антропосфера, социосфера.
Отчуждение— процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчуждение означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.
Парадигма(от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановку и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Партикуляризм(от лат. particularis - частичный, частный) -движение к обособлению каких-то частей.
Персонализм- направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной реальностью и главенствующей ценностью культуры является творческая личность.
Перформанс(от англ. performance - исполнение, представление) - публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма - возник в 1970-х гг. Отличается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Нацелен на расширение сознания публики, более активное включение ее в непосредственный творческий акт.
Плюрализм(от лат. plures - множественный) - особая мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентации. Ядро художественной культуры постмодернизма.
Поп-арт - одно из направлений англо-американского искусства «новой реальности», возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой.
Поп-культура - 1.Совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни. 2. Синоним популярности, народности, массовости.
Постмодерн, постмодернизм— в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970.- 1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Авангардистской установке художественного модерна на новизну в постмодерне противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной практики путем его цитирования. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жесткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию любых, - прежде всего классических, культурно-ценностных ориентации.
Постструктурализм- направление в философском и социо-гуманитарном знании, получившее развитие в 1960-1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй волны». Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, децентрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и контекста, стирание пространственно-временных границ феноменов.
Рационализм(от лат. ratio - разум) - система взглядов, которая признает основой познания, поведения и мотивации человеческий разум.
Релятивизм культурный(от лат. relatio - относительный) - умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с признанием относительности, т.е. ограниченной ценности и истинности, всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм. Ревятилизм утверждает множественность культур, разнообразие путей их развития, ценностных систем и культурно-исторических типов.
Рок-культура - явление молодежной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкального стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром является контркультура.
Сакральное(от лат. sacer, sacri - священный, запретный, проклятый) — святое, священное. Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные.
Семиотика,или Семиология(от греч. semeiotic - учение о знаках) - общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков.
Символ - знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.
Синергетика- наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синер гетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.
Синкретизм(от греч. synkretismos - соединение, объединение) - слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальную неразделенность, неразвитое состояние чего либо.
Социализация- процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.
Средство массовой информации- средство распространения информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение информации.
Стандартизация- процесс введения единой сетки общеобязательных стандартов.
Структура – (от лат. structura - строение и устройство, расположение и связь составных частей чего-либо) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. Структура социальная – сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями классов и др. социальных групп.
Структурализм- направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, истории, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует структурный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделирование, элементы семиотики, формализации и математизации. Структурализм трактует культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и т.п.), анализирует закономерности их функционирования, которым бессознательно подчиняется человек.
Субкультура - особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения.
Сублимация(от лат. sublimare - возносить) - процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества. Понятие было введено З.Фрейдом в 1900г.
Субъективизм - особое отношение к миру, человеку, к любому явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта.
Сциентизм(от лат. scientia - знание, наука) — мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциентизм утвердился в культуре в конце XIX в.
Текст(в широком семиотическом смысле) - любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.
Техносфера— область действительности, для которой характерно применение техники. Термин появился в 1940-1950-е гг. Употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности.
Типология культур - научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам.
Тоталитарная культура - официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 1920-1950-х гг.
Универсалии(от лат. universalis — общий) — термин, обозначающий все то, что по природе своей способно сказываться в единичных вещах.
Универсалии культурные - черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.
Унификация(от лат. unus (uni) - один и лат. facere - делать) - приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.
Утилитаризм(от лат. utilitas - польза, выгода) - направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности. Особенное развитие утилитаризм получил в Великобритании в конце XVIII - нач. XIX в.
Функция – (от лат.functio – совершение, исполнение), в социологии - роль, которую определенный социальный институт или социальный процесс выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов (напр., Функция государства, семьи, искусства относительно общества).
Функциональные знаки- предметы, созданные людьми для каких-либо практических целей, рассматриваемые как носители социальной информации.
Харизма(от греч charisma - милость, божественный дар) - исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.
Хронотоп- единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного культурного или художественного смысла. Термин введен М.М.Бахтиным.
Хэппенинг(от англ. happening - букв, происходящее, случающееся, происходящее здесь и сейчас, непреднамеренное) - театрализованное сиюминутное действо на импровизационной основе с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью, стремящееся к спонтанности, непосредственному физическому контакту с публикой, повышенной действенности искусства.
Ценностная ориентация - комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей.
Эволюционизм - направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.
Экзистенциализм- философское течение XX в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.
Эксплицирование(от лат. explicite - развернуто, ясно) - выражение, определение, объяснение чего-либо в ясной, четкой форме.
Энтропия социокультурная - процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и полифункциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.
Этнокультурный стереотип – упрощенное, нередко искаженное представление о типичных чертах своего народа.
Этноцентризм (автостеретипы)– представления о своем народе.
Формируют нормы поведения, способствуют самоутверждению и объединению определенного этноса. Являются важной частью этнического самосознания и кажутся для его представителей единственно истинными и верными. (Ср.: гиперболизированные фольклорные образы героического эпоса того или иного народа)
Этос(от греч. ethos — обычай, нрав, характер) — обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.
Языковые игры— понятие, которое служит для обозначения целостных и законченных систем коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых означает выход за пределы конкретной «игры».
ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ:
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 1103;