Влияние геополитического фактора на специфику русской культуры
Известно, что Россия принадлежит к типу обществ, подверженных различным географическим и геополитическим влияниям. Географической и полиэтнической обусловленности русской истории и культуры много внимания уделяли В. О. Ключевский, Н. О. Лосский, Н.А.Бердяев и Евразийцы.
Об уникальности России, развивающейся в границах двух зон - степи и лесостепи, контактах Руси со степью говорил и Л. Н. Гумиле, «последний изевразийцев». Степь воспринималась чаще всего в качестве угрожающего начала, местообитания Орды, готовой обрушиться на страну и вызвать разорение. Поэтому впоследствии, даже после включения степи в состав российского государства, она еще долго оставалась пространством, трудным для хозяйственного освоения; а заселяли ее люди, искавшие вольной жизни.
Россия представляет собой также страну, геополитически зажатую между двумя цивилизационными центрами - Востоком и Западом. Она заключает в себе три культурных мира - христианский, мусульманский и буддийский.
Проживание между культурными различными полюсами, которые, безусловно, оказывали влияние на направленность культурного развития России, способствовало утверждению своеобразного типа культурно-исторического развития страны. Все эти обстоятельства обусловили и важнейшие черты русского менталитета – мечтательность и неразвитость рационального начала. Западный практицизм и предприимчивость еще долго будет чуждыми российскому человеку началами.
Этот аспект специфики русской истории и культуры особенно интересовал Н. А. Бердяева. Историко-культурный российский опыт, в том числе и в геополитическом преломлении, был предметом исследований А. Тойнби, О. Шпенглера, П. Сорокина, Н. Я. Данилевского и др.
Воздействие со стороны Запада и Востока носило неоднозначный характер, оно нередко принимало экстремальные формы, подвергая русский народ угрозе вытеснения и рассеяния. В этих условиях резко возросла роль консолидирующих структур - государства и церкви, которые в России имели большое значение. Внешние угрозы (особенно монголо-татарское нашествие) показали русскому народу опасность внутренних раздоров и необходимость сильной государственной власти, которая выступила бы объединяющим и защищающим началом, условием стабильности и порядка, сохранения целостности страны.
Восточный деспотизм царского самодержавия - в определенной мере наследие монгольского ига. По мнению исследователей, именно включенность Руси в кочевую империю Востока позволила стране перенять опыт по управлению большими территориями из единого центра.
Геополитический факторв значительной мере оказал влияние на выбор духовной традиции - веры. Русская культура на протяжении многих веков была проникнута православным византийским духом и стилем.
А.С.Кармин и Е.С.Новикова выделяют следующие традиционные установки русской культуры, сложившиеся на протяжении веков:
♦ Коллективизм как культурная норма, сложившаяся в условиях крестьянской общины.
♦ Бескорыстие, возвышение духовности, осуждение склонности к приобретательству, накопительству - влияние православия.
♦ Экстремизм, гиперболизм - любое дело на фоне громадных российских масштабов становится заметным тогда, когда приобретает достаточно большой, до крайности, размах.
♦ Фетишизация власти, культ государства, вера в «царя-батюшку», власть в ответе за все.
♦ Русский патриотизм, обусловленный особой ролью государственности и соединяющий любовь к родине, родной земле с любовью к отечеству, государству.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 2430;