Археологические датировки
Археологи и историки полагают, что геоглифам Пальпы и Наски всего порядка полутора тысяч лет – столько же, сколько, по их мнению, насчитывает и местная культура, представители которой будто бы и создали геоглифы. Но на самом деле это предположение опирается на данные радиоуглеродного анализа остатков всего одного единственного деревянного колышка, который был найден на одной из линий. Между тем довольно очевидно, что колышек мог появиться тут гораздо позже рисунка – практически в любое время, и возможно, что между колышком и рисунком вообще нет никакой связи.
Правда, в последнее время появились сообщения о «подтверждении» этого возраста в ходе датирования термолюминесцентным методом осколков керамики, найденной как в отвалах камней, так и в некоторых древних руинах примитивных построек на линиях. Однако и эти результаты можно подвергнуть сомнению по тем же соображениям. Как осколки керамики, так и постройки могли появиться тут существенно позже самих линий. Ведь еще буквально с полсотни лет назад или чуть более на плато Наска никто не запрещал вести строительство (а за пределами территории, являющейся ныне заповедной, строительство идет и сейчас).
Другое дело, если бы находка была сделана не сверху на линии, а под ней. Но и в этом случае надежды на точное определение возраста линии не столь уж и большие.
Метод радиоуглеродного датирования основан на измерении количества радиоактивного изотопа углерода, который накапливается, например, в растении при его жизни и распадается после ее окончания. Термолюминесцентный метод связан с измерением свечения образца, возникающим при его нагреве. Оба метода используются в археологии и заявляются как «весьма надежные». Однако есть и приверженцы скептического подхода, которые заявляют, что реальная погрешность измерений с использованием этих методов может достигать даже нескольких сотен процентов. Я тоже придерживаюсь подобной скептической точки зрения и считаю, что данные методы могут дать лишь самые грубые оценки, а вовсе не точные датировки…
Недавно мне в Интернете попалась следующая информация об измерениях некоего исследователя по имени Брэй Уорвик:
«На камнях, нагретых до высокой температуры, остается налет окиси марганца, а также следы глины и железа. Низ камня покрывается грибками, лишайниками и цианобактериями. Такие камни по соседству с линиями могут использоваться для анализа органики с помощью метода C-14. Предполагается, что эти камни были перемещены в процессе проведения линий. Таким образом могла быть определена точная дата между 190 г. до н.э. и 600 г. н.э. Но только девять камней были проанализированы!»
Оставим в стороне количество проанализированных камней – девять штук действительно очень мало для сколь-нибудь категоричных выводов. Гораздо хуже, что автор приведенной цитаты явно не разбирается ни в условиях на плато Наска, ни в методике проведения эмпирических исследований.
Во-первых, никакой глины на поверхности плато нет. Там только камни и очень мелкий, похожий на пыль, песок. Во-вторых, природная глина как таковая для анализа по содержанию радиоуглерода просто бесполезна. Анализ же по радиоуглероду керамики, создаваемой, как известно, из глины, опирается на предположение, что органика туда попадает непосредственно в процессе создания керамики. Для камней же возле геоглифов никакой связи гипотетической глины (даже если бы она там каким-то образом смогла оказаться) с перемещением камней с места на место просто нет. В-третьих, жара и крайне низкая влажность в пустыне Наска совершенно не способствует образованию на жарящихся на солнышке камнях каких-либо грибков и лишайников (по поводу цианобактерий ничего не скажу – не знаю). И в-четвертых, даже если бы грибки и лишайники чудом там оказались, то нет абсолютно никаких гарантий, что ни образовались именно в момент перемещения камней, а не раньше или позже.
В целом же можно сказать, что Брэй Уорвик наизмерял неизвестно чего. И брать в расчет его «датировки» совершенно нельзя…
Рис. 22. На камнях Наска нет никаких следов лишайников или грибков
С 1997 года ведущие позиции в официальных археологических исследованиях занимает проект «Наска-Пальпа», руководимый перуанским археологом Джони Исла и профессором Маркусом Райнделом из Немецкого Археологического института при поддержке швейцарско-лихтенштейнского фонда зарубежных археологических исследований. Основная версия по результатам проведенных работ сводится к тому, что геоглифы создавали местные индейцы в ритуальных целях, связанными с культом воды и плодородия. Впрочем, насколько можно судить по доступным материалам, никакая иная версия по авторству рисунков археологами всерьез и не рассматривалась. Так что «результат» фактически был задан заранее…
Более того. Основные исследования эта международная команда археологов проводит вовсе не на самих геоглифах, а рядом – в местах древних поселений местных культур. Что же касается непосредственно геоглифов, то была предпринята всего одна-единственная попытка проведения раскопок на одной из полос плато Пальпа. И в ходе экспедиции 2007 года при посещении археологической миссии нам выпала возможность ознакомиться с результатами этих раскопок.
Увы. Весьма увесистый отчет, обильно снабженный фотографиями и схемами, зафиксировал лишь то, что под геоглифом был обычный грунт плато. Ничего найти так и не удалось.
Поэтому главным основанием для датировки в полторы тысячи лет так и остается тот факт, что загадочные рисунки просто расположены на территории обитания известных здесь культур наска и паракас. Хотя следуя подобной логике, легко можно было бы приписать строительство египетских пирамид современным арабам – они ведь тоже живут рядом с пирамидами…
Рис. 23. Страница из отчета о раскопках на линии Пальпа
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 1088;