Волшебный стул
Психологизация воспитательного процесса, обусловленная новой педагогической позицией отношения к личности ребенка, как субъекту жизни, вывела педагогическую практику на ряд простых форм групповой деятельности, которые позволяют развивать у детей интерес к человеку, как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности.
«Волшебный стул» — одна из таких форм. В ней сочетаются ценностно-ориентационная и игровая деятельность. На "волшебный стул" приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства: присутствующие громогласно объявляют, что видят их глаза; предполагается, что при этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.
Вожатый предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества («умный», «нежный», «добрый») или указывают на поведенческие характеристики (он всегда помогает, у него можно попросить что-то, он делится с друзьями), иногда выделяются характерологические черты («веселый», «общительный»), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность («когда я болел, он ко мне приходил», «никто не оставался убирать класс, а он остался»). Для группы старших подростков и юношества чрезвычайно важно провозглашение достоинств внешнего портрета («красивая», «грациозная», «он сильный», «у него красивые волосы»).
«Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, набрасывает игровой флер таинственности («эта дама, сидящая перед вами», «этого господина мы видим», «у этого юноши»), на него смотрят как бы впервые. И обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции. Отстраненная же позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетрадиционно для нашего общения, - говорить комплименты друг другу сейчас и теперь.
«Волшебный стул» проводится неоднократно, так, чтобы через момент возвышения прошел каждый. Педагог должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, которые не успели пройти через игровую ситуацию «волшебного стула», и серия игры не завершается, пока все до единого участника не побывают в роли «дамы, достоинства которой мы видим» или «господина (сударя), чьи достоинства обнаруживают волшебные силы».
Решающим в воспитательном влиянии этого группового дела является тональность протекающего маленького события. Тон, конечно же, задает педагог. Его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и желание сказать любому ободряющее и возвышающее его как личность.
Не следует бояться пауз, тишины, когда дети молчат, не находя ответа на вопрос, какие достоинства они видят. Надо предупредить возможность затруднений, отмечая, что необходимо увидеть то, что не лежит на поверхности, что без усилий не удается увидеть, но что неизбежно предстает перед нами, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаивается и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и группа, в свою очередь, улыбаясь в ответ, свободно сообщает о своих впечатлениях.
«Волшебный стул» может быть внесен как часть в какое-то другое, более масштабное групповое дело, но может проводиться и изолированно от других видов групповой деятельности.
Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 1829;