В художественной культуре

 

Рассмотрев характерные процессы культуры ХХ века, определим их влияние на художественные стили. В этот период истории развились стили ХΙХ века, возникли новые, такие как модернизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм и сюрреализм, риджионализм, «новая вещественность», поп-арт, кинетическое искусство и др.

Возникновение модернизма в последней четверти ХΙХ века (от слова модерн – новый). Синоним модернизма – декаданс (упадок). Картина поля Гогена «Откуда мы, кто мы, куда мы идем» – утрата перспективы исторического развития, растерянность и пессимизм как результат отказа от гуманистических иллюзий и идеалов. Развитие многообразных приемов пародирования и отстранения, становящихся самоцелью, перенесение акцента с того, что изображается, на то, как это делается, превращение техники творчества в его предмет. Реализм – отражение действительности. Модернизм – отказ от принципа отражения и критерия истины, выдвижение в противовес им принципа самовыражения и создания новой реальности, не соотносимой с объективной действительностью, имеющей абсолютно самоценное значение: разрыв с правдоподобием, с формами жизни, с реальностью образов. Отсюда – оправдание примитивизма, фетишизация всякого рода символов и иносказаний. Видимость оппозиции по отношению к обществу некоторых модернистских направлений. Античеловеческая сущность модернистского искусства в романе «Доктор Фауст» Томаса Манна. «Герника», «Мир», «Война» П. Пикассо …

Экспрессионизм (от латинского слова expressio – выражение) – новая форма искусства, в котором не красота природы и жизни, а отвращение и ужас, гнетущий пессимизм становятся его эмоциональной основой. Первое применение этого термина - в августе 1911 г. в статье журнала «Штурм» философом В. Воррингером, назвавшего творчество Сезана, Ван Гога и Матисса «синтетистами». Затем этот термин распространяется на художников группы «Мост», возникшей в 1905 г. и распавшейся в 1912 – 1913 гг. Более широкое применение термина - к явлениям искусства, в которых изображение действительности формируется ради сугубой выразительности в передачи духовного мира художника.

Предшественники экспрессионизма: Джеймс Энсор (1860-1949), англичанин, «Въезд Христа в Брюссель» (1888); норвежец Эдвард Мунк (1863-1944) – «Крик» (1893); швейцарец Фердинанд Ходлер (1853-1918) – «Дровосек» (1910). Художники объединения «Мост»: Эрнест Людвиг Кирхнер (1880-1938) – «Уличная сцена» (1913), «Западная гавань во Франкфурте» (1916); Эрик Хеккель – «Двое мужчин за столом» (1912); Карл Шмидт – Ротлуфф – «Восход луны» (1912), «Путь в Эммаус» (1918); Эмиль Нольде (1867-1956) – «Невольник» (1912), «Троицин день» (1909) и др. Художественные объединения «Синий всадник», организованное в Мюнхене в 1909 г. В. Кандинским и Я. Явленским: Г. Мюнтер, А. Канольдт, М. Веревкина, Аю.Макке, П. Клее, А. Кубин, позднее примкнули Ф. Марк, К. Хофер, братья Бурлюки, Ле Фоконье. Интернациональный состав «Всадника». Василий кандинский (1866-1944_ - «Импровизация» (1913), обложка альманаха «Синий всадник» (1914); Ф. Марк – «Башня синих лошадей» (1913), «Судьба животных» (1913) … В музыке – Шенберг и его ученики.

Кубизм – разновидность новой формы искусства, в котором художник вместо предмета, изображенного в ракурсе, стремится перенести на полотно его след, геометрическое место точек, плоский отпечаток, и при том с разных сторон одновременно. Таким образом, картина становится коллекцией отдельных аспектов формы, разрезанной на мелкие кусочки. Появляется так называемый симультанизм, или одновременное изображение разных сторон предмета, которые мы не можем видеть в одно и то же время: делоне – «симультанные окна», «Циркулярные ритмы», «В честь Блерио» (1914). Переход Пикассо к почти абстрактным конструкциям из прямых линий, геометрических граней, кубов, всякого рода запятых и спиралей: «Музыкальные инструменты» (1913), «Студент с газетой» (1913-1914); У. Боччони – «Динамизм мускулов» (1913); Л. Руссоло – «Дом, свет, небо (1912), Восстание» (1911); Дж. Балла – «Динамическая последовательность» (1913), К. Карра – «Похороны анархиста» (1910-1911). Появление слова «кубизм» в 1908 г., когда Матисс, если верить легенде, сказал, что картина Брака «Дом в Эстаке» напоминает ему кубики. Живопись кубизма – попытка доказать, что художник, объятый духом орфизма, лиризма, чистой поэзии, способен создать мир из ничего посредством иррационального неизобразительного акта.

Футуризм возникает в 1907-1909 гг. одновременно в Италии и Франции. Оппозиция предшествующим течениям, утопии футуристов, преклонение перед динамизмом, превращение человека в машину. Из манифеста футуристов: «отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины». Идеал футуристов - «гоночный автомобиль со своим кузовом, украшенный громадными трубами со взрывчатым дыханием». Мечта Маринетти - «создание механического человека с заменимыми частями». «Манифест футуристической живописи» от 11 апреля 1910 г. (У. Боччони, Дж. Северини, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Балла): «Автобус», «Метро» Северини. Появление в живописи футуристов с 1912 г. кубических элементов (Карра «Галерея Милана»). Тяготение к «деланию вещей» вместо картин (Боччони – «Памятник бутылке»). Для футуристов войны – «гигиена мира»: Дж. Саверини – «Пушки в действии» (1914): пушки, колеса, клубы дыма и газетные надписи – обрывки военных лозунгов и заметок, как бы выходящих из жерл орудий, их разная величина и диагональное движение в направлении от центра. Его «Бронепоезд» (1915): серо-зеленые подобия солдат весьма организовано и систематично палят из полураскрытого подобия бронированного склепа, фигуры без лиц – идеальные винтики милитаристской машины.

Абстракционизм – вид «нового искусства», тезисом которого является принципиальный отказ от изображения мира, принцип создания картины как самостоятельного объекта особой реальности, механизма или организма, имеющего структуру, свой порядок форм, независимый от зрительного впечатления: «ничего не изображая, кроме себя самого». Голландский художник Пит Мондриан (1872-1944) – «композиция в светлых тонах с серыми контурами» (1919), «Победа буги-вуги» (1944): «Чтобы искусство было абстрактно, то есть, чтобы оно не обнаруживало никаких связей с естественным аспектом вещей, необходимо соблюдать закон денатурализации материи … средством пластического выражения должна быть плоскость или прямоугольная призма основных цветов (красного, синего и желтого) и не-цветов (белого, черного, серого)» …

Абстракционист Василий Кандинский (1866-1944): «Первая абстрактная акварель» (1910), «Черный аккомпанемент» (1924), «Стрела по направлению к кругу» (1930), «Сопровождаемая стрела» (1937). Творческий путь Кандинского. Казимир Малевич (1878-1935): живые предметные формы схематизируются, основным геометрическим центром служат фигуры, напоминающие цилиндр и конус, человек распадается на части, напоминая возникшие немного позже составные фигурки Леже. Работы: «Сюпрем» (до 1915 г.), «Станция без остановки» (1911), «Черный квадрат» и др. Творческий путь Малевича. Другие абстракционисты: Ф. Клайн – «С. и О.» (1958), М. Тоби – «Композиция» (1954), Т. ван дусбург – «Русский танец» (1918), Р. Делоне – «Ритм 579» (1934), Ж. Матье – «Обезглавленный Оливье» (1958). Группы дадаистов в Цюрихе из представителей национальной богемы. Основатель – румын Тристан Тзара: «Дада» - означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать … Во всяком случае – нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения». Распространение дадаизма в Германии. Распад группы в 1922 г. На выставках дадаистов – вызывающие нелепые коллажи, т.е. наклеиваемые на холст или вводимые в объемные конструкции обрывки фотографий, газет, кусков мочалы, веревки, пуговиц, битого стекла, проволоки и т.д. Скандалы и вмешательство полиции, драки на выставках дадаистов. Как писал Тристан Тзаре в их идеологии, – ненависть «к омерзительным ценностям, во имя которых велась война». Представители дадаизма: Френсис Пикабия (1879-1953) – «Дитя карбюратора» (1918), «Каннибализм» (1919); Марсель Дюшан (1887-1968) – «Велосипедное колесо, укрепленное на табуретке» (1914), «Почему не чихает Розе Селави?» - металлическая сетка, заполненная мраморными кубиками, имитировавшими сахар, с воткнутым в него термометром (1921); Курт Швитерс (1887-1948) – коллажи из кусков дерева, трамвайных билетов, пучков волос, старых тряпок, детских игрушек, дамских корсетов и т.д.

Сюрреализм (от фр. surealite, то есть искусство «сверхреального, сверхчувствительного») возник первоначально как литературное течение на почве дадаизма: впервые это название появилось в 1917 г. в предисловии Гийома Аполлинера к одному из своих произведений. Первое произведение – книга Бретона и Супо «Магнитные поля». Журнал «Сюрреалистическая революция», первый номер - 1 декабря 1924 г., где был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Связь сюрреализма с философией Фрейда: инстинктивные побуждения и влечение к «бессознательному», которые якобы определяют все богатство духовных устремлений людей, разнообразие их интересов, их природу и их поступки, расширенное толкование «Либидо» (полового инстинкта), который был провозглашен ведущим стимулом психической и практической деятельности человека, сопутствующим ему наряду с инстинктом самосохранения, разрушения и смерти с самого детства. Из «Первого манифеста» 1924 г. вождя всего направления французского поэта и психиатра Андре Бретона (1898-1966): «Сюрреализм представляет собой чистый психологический автоматизм, с помощью которого – словами, рисунком или любым другим способом – делается попытка выразить действительное выражение мысли. Это запись мышления, которое совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических или моральных соображений».

Сюрреализм основан на вере в высшую реальность, окончательное уничтожение всех других психологических механизмов, чтобы на их место поставить решение важнейших проблем жизни. Господствующий метод творчества сюрреалистов – принцип «чистого психологического автоматизма»: поэты, переживавшие «эпоху снов» и «выступления медиумов», пытались в стихах воспроизвести поток мыслей и впечатлений, теснящихся в мозгу, и создавали беспорядочный набор фраз, обладавших якобы таинственной многозначительностью; художники в картинках и рисунках запечатлевали смутные, обрывочные изображения самых различных предметов, то реальных, то воображаемых, сливающихся воедино, продолжающих друг друга в самых неожиданных сопоставлениях. Приемы художников – натирания, расклеивания, снимания верхнего слоя картины с просвечиванием красок, копчения, декалькомании, осцилляции и пр. Произведения сюрреалистов: М. Эрнст – «Старик, женщина и цветок» (1923), Р. Матта – «Головокружение Эроса», С. Дали – «Предчувствие гражданской войны» (1936), «Христос св. Иоанна на кресте» (1951), «Осеннее каннибальство» (1936-1937), «Атомистический крест» (1952); Л. Фини – «Пастушка сфинксов» (1941).

«Новая вещественность». По словам одного историка ХХ в., его представители смотрят на мир «Злыми глазами», подчеркивая земные и ущербные стороны жизни. Жестокость, педантичность изображения, сухая моделировка, мрачная тональность, мелочность изображения.

 








Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 1096;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.