Культура Рима в период республики
По преданию, этрусское господство в Риме окончилось в 510 г. до н.э. – восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого(534 / 533 – 510 / 509 гг. до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней республики охватывает VI – III вв. до н.э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.
Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.
С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.
К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра– по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.
Дальнейшее развитие Римской республики продолжалось в III – I вв. до н.э. С 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка – начинаются гражданские войны, приведшие к падению республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138 – 78 гг. до н.э.) или Цезаря (102 или 100 – 44 гг. до н.э.) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом– наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.
Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм.
Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер– с Зевсом, Нептун - сПосейдоном, Плутон– с Аидом, Марс– с Арестом, Юнона– с Герой, Минерва – с Афиной, Церера– с Деметрой, Венера– с Афродитой, Вулкан – с Гефестом, Меркурий – с Гермесом, Диана – с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги – Лары, Гении, Пенатя. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.
Греческая литература, наряду с народным италийским творчеством, оказала сильное воздействие на становление и развитие римской литературы. Сначала римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводы с греческого. Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «одиссею» Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д. Крупнейшие римский писатель конца III – начала II в. до н.э. – Плавт (сер. III в. – 184 г. до н.э.). В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Несколько позже писал свои комедии Теренций(ок. 125 – 159 гг. до н.э.), который, в отличие от Плавта, старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра. Римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной действительностью.
На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н.э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция и Катулла. Лукрецию (1-я пол. I в. до н.э.) принадлежит философская поэма «О природе вещей», излагающая учение Эпикура. Катулл(ок. 87 – 54 гг. до н.э.) был мастером лирической поэзии, его перу принадлежат небольшие стихотворения, где описываются различные человеческие чувства.
Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Канона Старшего (234 – 149 гг. до н.э.) «О сельском хозяйстве». Наиболее выдающимися позднереспубликанскими писателями, мастерами прозы были Варрон и Цицерон. Главное произведение Варрона(116 – 27 гг. до н.э.) «Древности дел божеских и человеческих» – своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии наиболее знатных граждан, философские произведения. Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) был выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем.
Римская историография служила, прежде всего, целям политической пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней политики Рима. Наибольший вклад в развитие историографии республиканской эпохи внесли Саллюстий (86 – ок 35 гг. до н.э.): «Заговор Катилины», «Югуртинская война» и великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь (102 или 100 – 44 гг. до н.э.): «Записки о Галльской войне».
Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии – наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.
Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской, и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.
Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II – I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы – сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парками. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.
Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры, именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи «тогатус», изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II – I вв. до н.э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.
Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона), римский архитектор Витрувий (2-я половина I в. до н.э.) написал трактат «Об архитектуре». В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон. Большое развитие получила юриспруденция – наука о праве. Первые исследования появились еще во II в. до н.э., а в I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература.
Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 898;