Ст. 213 УК РФ Хулиганство
Хулиганство – одно из самых распространенных преступлений, нередко приводящих к совершению других, более тяжких преступлений.
Непосредственным объектом преступления -является общественный порядок, под которым понимается основанный на законах и подзаконных актах порядок, обеспечивающий нормальные условия функционирования общественных и государственных институтов, труда, быта и отдыха граждан.
При квалификации хулиганства на практике определенную сложность вызывает его отграничение от преступлений против личности. Критерием разграничения является то, что при преступлениях против личности лицо, как правило, заранее готовиться к преступлению, продумывает свои действия и намечает механизм их реализации. Его действия логичны и последовательны. Действия хулигана, как правило, нелогичны, непоследовательны и хаотичны. Его поведение, как правило, не связано с личными неприязненными отношениями. В числе потерпевших, в большинстве случаев, оказываются случайные лица. Нередко хулиганские действия сопровождаются бессмысленным уничтожением или повреждением чужого имущества.
Нельзя квалифицировать как хулиганство нанесение оскорблений, побоев, причинение вреда здоровью, когда эти действия совершаются в кругу семьи, в квартире в отношении родственников или знакомых на почве личных неприязненных отношений.
Местом совершения хулиганства, как правило, являются общественные места: улица, парк, кинотеатр, средства транспорта.
В подавляющем большинстве случаев хулиганство происходит публично, в присутствии людей, в чём наиболее ярко проявляется неуважение к обществу.
Объективная сторона:
Грубым нарушением общественного порядка следует считать действия, которые создают угрозу нормальной жизнедеятельности граждан, предприятий, учреждений и организаций; вызывают тревогу и страх у населения. Например, длительное нарушение общественного спокойствия; срыв или нарушение культурного, религиозного или иного общественного мероприятия и т. п.
Явное неуважение к обществу представляет собой открытое пренебрежение правилами поведения, бесчинство, когда действия хулигана направлены не против конкретного лица по личным мотивам, а против любого, часто ранее не знакомого члена общества.
В настоящее время обязательным условием квалификации хулиганства, как преступления, в редакции Федерального закона № 162 от 8 декабря 2003 года, является его совершение с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
Оружием являются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. Хулиганские действия могут быть совершены с применением любого оружия: огнестрельного (в том числе охотничьего, пневматического), газового, холодного.
Предметами, используемыми в качестве оружия, признаются любые предметы, которыми можно было причинить вред здоровью. Это могут быть как специально приспособленные для этого предметы, так и предметы хозяйственно-бытового назначения (топоры, молотки, хозяйственные ножи, стамески, отвёртки и т. п.). Указанные предметы, как правило, заранее подготавливаются для совершения хулиганских действий, но могут быть и подобраны на месте их совершения.
Под применением оружия или предметов, используемых в качествеоружия, следует понимать их использование как непосредственно для нанесения вреда здоровью, так и заведомое создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан (виновный размахивает пистолетом или ножом, приставляет их к телу потерпевшего и т.п.).
Нет оснований, говорить о применении оружия, когда виновный угрожает негодным или незаряженным оружием, предметами, имитирующими оружие.
Если оружие, которое применило лицо при совершении хулиганства, находилось у него незаконно, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности по ст. 213 и соответствующей части ст. 222 УК.
В связи с тем, что Федеральный закон № 162 от 8 декабря 2003 года, исключил из признаков уголовно наказуемого хулиганства такие признаки как насилие над гражданами (его угрозу), такие действия, совершённые в ходе хулиганства должны квалифицироваться по совокупности как хулиганство и умышленное причинение вреда здоровью из хулиганских побуждений в зависимости от его тяжести (п. «д» ч. 2 ст. 111, п. «д» ч. 2 ст. 112, ч. 2 ст. 115, ч. 2 ст. 116 УК) либо как хулиганство и угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК).
Аналогично решается вопрос и при уничтожении или повреждении чужого имущества при совершении хулиганских действий. Действия виновного квалифицируются как хулиганство и умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершённые из хулиганских побуждений (ч. 2 ст. 167 УК).
При этом уничтожение или повреждение чужого имущества должно повлечь причинение значительного ущерба, как это имеет место при совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 167 УК. В противном случае можно говорить лишь о мелком хулиганстве, которое, в редакции Федерального закона № 162 от 8 декабря 2003 года, прямо предусматривает такие действия в качестве одного из признаков объективной стороны.
При квалификации хулиганства, предусмотренного п. «б» ч. 1 ст.213 УК необходимо учитывать, что это преступление совершается из неприязни к общности людей, имеющих перечисленные отличия.
Мотивом этого вида хулиганства выступает стремление виновного подчеркнуть неполноценность потерпевшего в силу принадлежности его к той или иной национальности (расе), конфессии или идеологии, либо, наоборот, пропагандировать исключительность своей национальной (расовой, религиозной и др.) принадлежности.
В ч. 2.указанное деяниесвязано с сопротивлением представителю власти, либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка.
Рассмотрим вопрос разграничения хулиганства, связанного с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, со сходными составами преступлений, в ходе совершения которых также имело место сопротивление лицу. При разграничении указанных составов главное внимание должно быть уделено моменту начала сопротивления. То обстоятельство, что представитель власти либо иное лицо, исполняющее обязанности по охране общественного порядка или пресекающее нарушение общественного порядка, с момента начала осуществления принуждения (убеждения) в отношении лица, совершающего хулиганские действия, преследовали одновременно цель и его задержания, не указывает на то, что действия обвиняемого не должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 213 УК РФ. Хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, имеет место, когда между самим хулиганством и последующим сопротивлением не было временного промежутка либо таковой был настолько незначительным, что не мог указывать безусловно на то обстоятельство, что хулиганские действия закончены.
Сопротивление может иметь место только в случае осуществления представителем власти законных действий. Против противоправных действий представителей власти и (или) иных лиц, являющихся правонарушением, любой человек вправе осуществить необходимую оборону. И даже если пределы таковой были превышены, действия лица, оказавшего сопротивление, не должны квалифицироваться как хулиганство.
Помимо законных действий и правонарушений представитель власти и тем более иное лицо, исполняющее обязанности по охране общественного порядка, могут совершить и иные действия. К примеру, выйти за пределы своей компетенции. К лицам, исполняющим обязанности по охране общественного порядка, следует относить военнослужащих, лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, привлекаемых к охране общественной безопасности и общественного порядка, должностных лиц органов местного самоуправления, которые по специальному полномочию органа местного самоуправления осуществляют функции по охране общественного порядка. Привлечение таковых к охране общественного порядка обычно осуществляется применительно к определенной территории. За пределами таковой они соответственно не будут лицами, исполняющими обязанности по охране общественного порядка. Однако и вне своей служебной, общественной или иной компетенции любой человек в рамках уголовно-правового института необходимой обороны вправе осуществить действия по пресечению правонарушения, а следуя правилам института задержания лица, совершившего преступление, - задержать лицо, совершившего хулиганские действия. Оказанное гражданину, пресекающему совершение хулиганских действий, сопротивление позволяет квалифицировать действия обвиняемого по ч. 2 ст. 213 УК РФ.
Сопротивление может носить ненасильственный характер, (лицо вырывается из рук задерживающих, хватается за различные предметы, упирается и т.п.), но может выражаться и в применении насилия. При этом если насилие было не опасным для жизни и здоровья, оно охватывает ч. 2 ст. 213 УК РФ. Если же было применено насилие, опасное для жизни и здоровья, то оно квалифицируется дополнительно по ст. 317 или 318 УК РФ, либо по статьям о преступлениях против здоровья (в зависимости от того, к кому было применено насилие).
Субъективная сторона – умысел, который может быть как прямым, так и косвенным (драка, возникшая по личным мотивам, но в общественном месте). Кроме того, при квалификации деяния по п. «б» ч.1 ст.213 УК, обязательным признаком субъективной стороны является мотив– политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда либо ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы.
Кроме того, этому преступлению присущи и специфические мотивы, получившие название «хулиганских». Хулиганские действия нередко совершаются неожиданно для потерпевших и окружающих, при этом для расправы над ними используются незначительные поводы либо эти поводы придумываются самими виновными (хулиган избил потерпевшего за то, что тот был в шляпе, не дал закурить и т.д.).
Данное обстоятельство давало основание длительное время считать хулиганство безмотивным и бесцельным преступлением. Однако, как известно, безмотивных деяний не существует, если только они не совершаются невменяемыми лицами. Обычно под безмотивностью понимают отсутствие внешних поводов, однако их отсутствие – это не безмотивность, так как поведение виновного обусловлено хулиганскими мотивами.
Природа последних в психологии до конца не изучена. Однако многие исследования показывают, что в их основе лежат такие качества личности как бескультурье, наглость, недовольство собственной жизнью, желание «показать себя» посредством грубости, буйства, жестокости; показать своё пренебрежение к окружающим, к личному достоинству человека и его труду, стремление показать свою «силу», «ловкость», «превосходство» над другими гражданами, поиздеваться над потерпевшим и т.п.
Содеянное должно квалифицироваться как хулиганство, если хулиганские мотивы являются преобладающими. Если причинение вреда здоровью либо уничтожение или повреждение чужого имущества совершены на почве личных взаимоотношений и у виновного не было цели проявить явное неуважение к обществу, ответственность должна наступать за преступления против личности или собственности, а не за хулиганство.
Субъект – ч. 1 – лицо, достигшее 16 лет, ч. 2 – 14 лет.
Ст. 214 УК РФ Вандализм
Данный термин происходит от названия древнегерманских племён – вандалов, известных жестокими войнами с Римом, в ходе которых они уничтожили многие памятники античной культуры. По существу является разновидностью хулиганства и представляет собой дерзкое и бессмысленное повреждение или разрушение объектов внешнего мира. Выделение состава вандализма связано с распространённостью этих деяний, которые чаще всего совершаются лицами молодого возраста.
Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Объект преступления -общественный порядок.
Объективная сторона вандализма характеризуется:
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1897;