Философия и мировоззрение. Изучение балансов веществ основано на законе сохранения вещества

 

Изучение балансов веществ основано на законе сохранения вещества. Для составления баланса любого вещества необходим учет всех путей его поступления в организм животного и выделения. Наиболее просто составить балансы азота, золы и отдельных минеральных элементов. В отличие от опытов по переваримости, кроме поступления корма и выделения кала, необходимо учесть количество поступившей воды (если определяется баланс кальция и фосфора), а также выделение мочи и молока.

Баланс азота. В обменных реакциях организма может участвовать только азот органических соединений, то есть азот корма. Азот воздуха, не принимающий участия в процессах обмена веществ, не учитывается. Проследим путь азота, поступившего с кормом. Азот поступает в кровь через стенку желудочно-кишечного тракта. Часть азотсодержащих веществ корма выделится с калом и мочой, к ним присоединятся азотистые вещества пищевых соков и клеток эпителия пищеварительного канала. Азотистые вещества, всосавшиеся в кровь, подвергаются различным превращениям: откладываются в теле или в виде продуктов обмена выделяются с мочой и калом, а у лактирующих животных – и с молоком. Следовательно, баланс азота составляется по схеме:

Азот корма = азот кала + азот мочи + азот отложений + азот молока

Азот служит индикатором суммарного обмена протеина. По аналогичной схеме составляются балансы кальция и фосфора.

Баланс углерода. Гораздо сложнее составить баланс углерода, являющегося индикатором обмена органических веществ. Для этого требуется специальная аппаратура и очень трудоемкие опыты с применением респирационной техники. Углерод поступает в организм с пищей в форме сложных органических соединений, с вдыхаемым воздухом в форме углекислого газа; выделяется с калом, мочой, кишечными газами в составе углекислого газа и метана, а также с продукцией. Оставшийся в теле углерод входит в состав различных питательных веществ.

Для изучения баланса углерода используют респирационные камеры закрытого и открытого типа.

В аппараты открытых систем постоянно поступает свежий воздух. Определяют количество воздуха, прошедшего через камеру, его состав на входе и выходе и путем вычислений ведут учет изменений, произошедших с животным за счет дыхания.

В установках закрытого типа имеются приборы, конденсирующие и поглощающие водяные пары и углекислоту и охлаждающие нагретый животным воздух. Запас кислорода в камере постоянно пополняется.

Так как респирационных камер имеется пока очень мало, для изучения баланса углерода чаще используется масочный метод. Учет количества воздуха ведут с помощью специальных масок и счетчиков. Состав воздуха изучают с помощью газоанализаторов.

Сочетая балансы углерода и азота, можно рассчитать количество белка и жира, отложенных в организме животного и выделенных с продукцией. При этом необходимо помнить, что обезжиренный и обеззоленный белок содержит 16,7% азота и 52,5% углерода, жир – 76,5% углерода.

Подготовка и проведение опытов по изучению переваримости и обмена веществ. Для этих целей необходим специально обученный персонал, который должен уметь обслуживать животных, собирать и учитывать выделения, отбирать средние пробы для анализа.

Животные должны быть методически правильно подобраны. Кроме общих требований по подбору аналогов, следует обратить внимание на типичность для породы, хороший постоянный аппетит и отсутствие отклонений от здоровья. Если не ставятся специальные задачи, обусловленные методикой, то лучше использовать кастрированных самцов, так как их физиологическое состояние более устойчиво. Подбор животных в группы ведется по тем же принципам, что и в научно-хозяйственном опыте. Однако ввиду ограниченного количества участвующих в физиологических опытах животных необходимо добиваться их максимальной уравненности.

Минимальной численностью животных в опытах по переваримости считают 3-4 головы в каждой группе. Вместе с тем установлено, что в опытах на взрослых баранах группа может состоять из двух животных. И наоборот, при работе с молодняком ранних стадий развития численность групп увеличивается (например, для поросят до двухмесячного возраста – до пяти голов).

Перед началом опыта заготавливают журнал балансового опыта. В нем предусматривают учет (индивидуально для каждого животного) количества заданных кормов и их остатков, воды, а также выделенных кала и мочи. В журнал записывают индивидуальные рационы. Тщательно готовят помещения и клетки. На каждой клетке должна быть прикреплена этикетка с указанием номера животного, его группы и нормы кормления. В помещении вывешивают распорядок дня и график дежурств. Возле каждой клетки устанавливают емкости для сбора кала и мочи, на которых должны быть этикетки с указанием их объема и массы.

На весь период опыта заготавливают консервирующие растворы, дистиллированную воду, другие материалы и оборудование.

Готовят специальный стол, на котором устанавливают отрегулированные весы, емкости для сбора средних проб кала и мочи.

Продолжительность опыта обуславливается длительностью нахождения корма в желудочно-кишечном тракте животного (табл. 10).

Таблица 10

Продолжительность периодов балансового опыта, суток

(по А.И. Овсянникову, 1976)

Вид животного Возраст, мес. Периоды опыта
предварительный переходный учетный
Овцы 24-28 8-10
Коровы, волы 60-120 10-15
Телята 0-5 4-6
Молодняк крупного рогового скота 6-11 6-8
То же 12-24 8-10
Лошади 60-180 8-10
Свиноматки:        
супоросные 12-48 5-6 6-8
подсосные 18-48 3-5 5-7
Поросята-отъемыши 2-4 8-10
Молодняк свиней на откорме 4-8 8-10
Собаки 24-60
Птица - 6-7 5-7

 

В настоящее время изучается вопрос о возможности сокращения сроков учетного периода опыта, появляются публикации на эту тему. Однако отказываться от классических методик следует очень осторожно.

Кормление подопытных животных. Кратность кормления зависит от физиологических возможностей и возраста животных, но не может быть менее 2-3 раз в сутки. Кормление ведут по существующим нормам. Исходя из них, рассчитывают потребность в кормовых единицах или энергии на 1 кг живой массы.

Пример. В опыте участвуют три подсвинка живой массой: 55,5; 56,0 и 56,5 кг. Средняя живая масса составляет 56 кг. По норме такому животному требуется 2,2 к.ед. Рассчитываем потребность в кормовых единицах на 1 кг живой массы: 2,2:56 = 0,039 к.ед. Тогда каждому животному этой группы в сутки требуется следующее количество кормовых единиц:

0,039´55,5=2,16

0,039´56,0=2,18

0,039´56,5=2,20

Определив потребность каждого животного в этом показателе, нормируют содержание других показателей в расчете на каждую кормовую единицу или килограмм сухого вещества.

Кормят животных индивидуально. Необходимый запас кормов, кроме скоропортящихся, должен быть заготовлен предварительно. Перед началом опыта на весь его период взвешивают в отдельные пакеты или мешки корма и хранят их в расфасованном виде. Скоропортящиеся корма взвешивают непосредственно перед кормлением.

Отбор средних проб производится из каждой суточной дачи каждого корма с таким расчетом, чтобы к концу опыта иметь пробу, в 5-10 раз превышающую размер образца для анализа.

Остатки корма учитывают по каждому животному при каждом кормлении.

При изучении обмена минеральных веществ учитывают количество выпитой воды и берут ее пробы для анализа.

Учет кала. Кал собирают в момент выделения или немедленно после него и помещают в эмалированные бачки с крышкой, а лучше – в эксикаторы или банки с притертой крышкой. Взвешивание и отбор средних проб проводят один раз в сутки. Для этого кал тщательно перемешивают и из разных мест берут пробу. Размер суточной пробы кала определяют в предварительный период балансового опыта на основе данных пробного учета выделений. Расчет ведут следующим образом. Для химического анализа необходимо 2 кг кала (400 г сухого вещества). При 10-дневном учетном периоде средняя суточная проба составит 200 г (2000 г : 10). При выделении в сутки 10 кг кала размер суточной пробы составит 2% от суточного количества. Консервируют 10%-ным раствором соляной кислоты или 10%-ным раствором винно-каменной кислоты из расчета 1 мл на каждые 10 г кала. Добавляют также несколько капель 40%-ного формалина или хлороформа до их ощутимого запаха. Банки с пробами хранят на льду или в холодильнике при температуре 2-3°С.

Моча по мере выделения через отверстие в днище клетки или иным путем поступает в бутыль, в которую предварительно наливают 10-15 мл 10%-ного раствора соляной кислоты и добавляют 2-3 г тимола. Учитывают мочу так же, как и кал, один раз в сутки. Размер средней пробы мочи рассчитывают так же, как и кала, учитывая при этом, что для химического анализа требуется 2 л мочи. В это время отбирают средние пробы в банки с притертыми пробками, консервируют 10%-ным раствором соляной кислоты в количестве 5% от массы пробы. После каждого мочеиспускания днище клетки обмывают кипяченой (при учете баланса минеральных веществ – дистиллированной) водой, которая должна быть заранее приготовлена. Количество воды учитывают, собирая ее в отдельную бутыль. Отбирают средние пробы смывной воды так же, как и пробы мочи.

У лактирующих животных учет молока и отбор средних проб ведут при каждом доении. Проба молока составляет 0,5-1% удоя, но не менее 100 мл. Консервируют молоко формалином из расчета 8 капель 40%-ного формалина на 1 л молока.

У свиноматок учет молока осуществляют путем взвешивания помета поросят до и после кормления с точностью до 5 г. Учет ведут в течение суток, дважды за опыт. Пробу для анализа (30-50 г) берут путем сдаивания разных сосков в течение суток.

Опыты на птицах ведут, исходя из принципов проведения физиологических опытов.

Гематологические исследования. Кровь вместе с лимфой и тканевой жидкостью составляет внутреннюю среду организма, отличающуюся динамическим постоянством состава и физико-химических свойств. По морфологическим и биохимическим показателям крови можно судить о сдвигах в обмене веществ, интерьерных особенностях и физиологическом состоянии животного, так как все обменные процессы, протекающие в отдельных органах, тканях и целом организме, отражаются на составе крови.

Основными факторами, влияющими на состав крови здоровых животных, являются их продуктивность, физиологическое состояние, кормление, содержание и возраст.

Чтобы получить достоверные результаты анализа крови, необходимо правильно ее взять. Кровь берут до кормления животных или не менее чем через три часа после него. Необходимо знать топографию поверхностных кровеносных сосудов.

Способ взятия крови зависит от того, сколько ее требуется для анализа. Большое количество крови берут полыми кровопускательными иглами из венозных сосудов, расположенных близко к поверхности тела: у лошади и рогатого скота – из яремной вены в средней трети шеи в области яремного желоба; у собак и пушных зверей – из бедренной внутренней вены, расположенной на внутренней поверхности бедра, или передненаружной плюсневой вены на наружной поверхности голени; у кроликов – из наружной ушной вены, а также из полости сердца – иглу при этом вводят в третьем межреберье слева в области наилучшего ощущения сердечных толчков; у птицы – из подкрыльцовой вены, расположенной на внутренней поверхности крыла на уровне локтевого сустава; у свиней – из хвостовых сосудов, отсекая кончик хвоста на 1 см (после взятия крови его обязательно дезинфицируют йодом и перетягивают бинтом). У мелких животных кровь берут тонкими иглами, насасывая в шприц. Место взятия крови у животных выстригают и обрабатывают спиртовым тампоном.

Малые количества крови берут из мягких тканей, богатых мелкими кровеносными сосудами, предварительно обрабатывая место укола спиртовым тампоном и прокалывая копьем-скарификатором или надрезая ножницами. У крупных животных прокалывают мягкие ткани ушной раковины, у собак и зверей – ткани ушной раковины или мякиша пальца, у птицы надрезают гребень или бородку.

Для исследований чаще всего требуется получить сыворотку или цельную кровь. Сыворотка – жидкая часть крови, лишенная специфического белка фибрина, принимающего участие в свертывании крови. Получают сыворотку таким образом: в пробирку осторожно, по стенке, берут кровь и ставят ее в термостат при температуре 37-38°С на 12-18 часов. Образуется сгусток фибрина и форменных элементов и желтая жидкость, интенсивность окраски которой зависит от вида животных – сыворотка. Ее сливают, отделяя от сгустка, и исследуют.

Для получения цельной (консервированной) крови в пробирку вносят антикоагулянты, препятствующие свертыванию крови. Для этой цели используют 20 мг (на кончике скальпеля) щавелевокислого или лимоннокислого натрия или калия, либо 1-2 капли (100 ед. на 1 мл крови) гепарина. Антикоагулянт помещают в пробирку, затем берут кровь и осторожно смешивают ее с антикоагулянтом. Хранят, как и сыворотку, в холодильнике. После отстаивания консервированная кровь расслаивается на плазму и форменные элементы, поэтому перед проведением анализа ее необходимо осторожно перемешать.

Иногда требуется получить дефибринированную кровь и фибрин. Для этого кровь берут в колбочку, в которой находятся 10-15 бусинок, и взбалтывают круговыми движениями. Фибрин при этом оседает на бусинках. Кровь сливают в другой сосуд, а фибрин отделяют от бусинок и отмывают водой.

По составу крови возможно прогнозирование продуктивных качеств сельскохозяйственных животных.

Современными исследованиями установлена взаимосвязь морфологического состава крови с молочной продуктивностью. Так, наиболее высокое количество эритроцитов и гемоглобина наблюдается у коров перед отелом, причем у высокопродуктивных оно выше, чем у среднепродуктивных. При равной продуктивности лучше раздаиваются коровы с повышенным содержанием эритроцитов и гемоглобина.

Биохимические показатели крови также связаны с продуктивностью животных. Установлена положительная корреляция между содержанием общего белка сыворотки крови и удоем. У коров жирномолочных пород понижено содержание общего белка и глобулинов, а содержание альбуминов повышено.

Нуклеиновые кислоты исследуют в связи с их важной ролью в биосинтезе белка. Изучение уровня рибонуклеиновых кислот в крови показало, что между удоем за лактацию и их содержанием существует положительная корреляция 0,81±0,09.

Широко изучаются и ферменты крови, так как их активность отражает уровень лактации, регуляцию секреции молока. Например, фермент каталаза изменяет свою активность соответственно удою, и у высокопродуктивных коров она выше, чем у низкопродуктивных.

Уровень липидов крови коррелирует с жирномолочностью, а уровень летучих жирных кислот имеет прямую связь с содержанием жира в молоке.

Состав крови связан с убойными и мясными качествами животных. Скороспелые животные имеют более высокие показатели окислительных свойств крови и более высокое содержание общего белка сыворотки крови. Установлена положительная корреляция между содержанием мяса в туше и числом нейтрофилов; отрицательная – между содержанием мяса в туше и количеством лимфоцитов. Уровень липидов крови имеет положительную связь с жирностью туши свиней.

У кур яйценоскость коррелирует с окислительными свойствами крови и интенсивностью роста. Установлена связь между белковым составом крови и жизнеспособностью, скороспелостью и яйценоскостью. Возможно прогнозирование яйценоскости по уровню кальция в сыворотке крови.

Рабочая способность лошадей связана с окислительными свойствами крови.

Таким образом, изучение состава крови позволяет не только контролировать ход обменных процессов, но и прогнозировать продуктивность сельскохозяйственных животных.

Определение энергетической ценности кормов, продуктов животноводства и выделений. Изучение обмена веществ и энергии в организме животных является одной из важных проблем зоотехнической науки, так как познание объективных закономерностей обменных процессов в организме позволяет выявить пути снижения непродуктивных затрат и повысить коэффициент продуктивного действия питательных веществ кормов. Установлено, что у свиней только около 30% валовой энергии кормов используется на образование продукции, остальные 70% идут на осуществление жизненных функций и теряются с непереваренными остатками кормов.

Одним из главных этапов в изучении обмена веществ и энергии является определение энергетической ценности кормов, продуктов обмена и убоя.

Валовая энергия представляет собой число калорий, освобождающихся при полном сгорании корма или другого вещества в калориметре. Измерение энергии ведут также в джоулях. При этом считают, что 1 калория равна 4,184 джоуля.

Содержание валовой энергии в органических веществах растительного и животного происхождения можно определить двумя способами – прямым или косвенным.

Прямой способ основан на непосредственном учете выделения тепла при сгорании навески корма в кислороде под давлением в специальном калориметре. Этот способ дает высокую точность, но он требует наличия специальной аппаратуры и оборудования. Сжигание навески веществ ведут в калориметрической стальной бомбе, которую помещают в никелевое ведерко, а ведерко – в медный двустенный сосуд. В состав калориметра входят также мешалка с мотором и реостатом и термостат Бекмана, позволяющий измерять изменение температуры с точностью до 0,001°С. Кроме того, необходимы кислородный баллон с манометром, пресс для изготовления брикетов из исследуемого вещества, секундомер, стол, аналитические и технические весы.

При расчетном (косвенном) способе определения содержания валовой энергии используют данные о химическом составе вещества и коэффициенты энергетической ценности. Этот способ является менее трудоемким и дает незначительные расхождения по сравнению с прямым способом. Расчетный способ определения энергетической ценности кормов изучается в курсе кормления сельскохозяйственных животных.

Химический состав и питательность кормов. Для определения химического состава и вычисления питательной ценности кормов, отбирают их средние пробы, которые затем анализируют по схеме зоотехнического анализа. В течение опыта питательные свойства корма периодически контролируют, и особенно это необходимо для кормов, химический состав которых может значительно измениться в процессе хранения (травяная мука, корнеклубнеплоды).

Экстерьер и конституция. Изучение этих показателей проводят для сравнения линейных или породных различий, для определения особенностей роста и развития молодняка и других целей. Исследования ведут путем взятия промеров, вычисления индексов телосложения, фотографирования.

Промеры берут в день взвешивания животных или на следующий день. Объективные данные по промерам можно получить лишь в случае нормального развития и средней упитанности животных. Измерения проводят на ровной площадке с твердым грунтом или покрытием.

Точность измерения зависит от наличия подходящих инструментов (мерные палки, ленты, циркули). Для повышения точности полученных результатов каждый промер берут 2-3 раза и выводят среднюю величину.

По промерам вычисляют индексы телосложения, т.е. процентное отношение анатомически взаимосвязанных промеров.

Зоогигиенические исследования. Эти показатели так же, как изучение экстерьера и конституции, могут выступать в качестве самостоятельных или сопутствующих исследований. К ним относят контроль микроклимата, исследование почвы и воды, санитарный контроль за качеством кормов, их зоогигиеническую оценку и другие исследования.

Кроме перечисленных методов биологических исследований, в зоотехнических опытах могут использоваться и другие. Их выбор зависит от вида животных, цели и задач проводимого опыта.

 

Философия и мировоззрение

 

Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т. д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозное и т. д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Наконец, отметим еще один – исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия – это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

 

Вопросы философии

 

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись – это вопрос «что такое философия?» В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т. д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Остановимся более подробно на вопросе о материализме и идеализме.

Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII—XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. «Материализм, – писал он, – все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»[1]. Таким образом, философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции – это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес. Левкипп. Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Eepoпe. В его основе лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри. К. Гельвеций и др.). Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Существуют и такие разновидности материализма, как, например, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм (от лат. deus – бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин, М. В. Ломоносов и др.). Далее, различают научный и вульгарный материализм. Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus – один, единственный и ipse – сам). Согласно последнему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм (от греч. pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т. д., асамо бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения. Одна из них состоит в том, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии. Согласно другой – «история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма…»[2]. На наш взгляд, такая «борьба», причем вполне сознательная, безусловно имела место в истории философии. Достаточно вспомнить противостояние материализма и идеализма в античный период или воинствующий идеализм Беркли в Новое время, или, наконец, можно обратить внимание на позицию «воинствующего материализма» в нашем столетии. Но вместе с тем эту «борьбу» не следует абсолютизировать и полагать, что она всегда и везде определяет развитие философии. Указывая на сложность взаимоотношений материализма и идеализма, известный российский философ В. В. Соколов пишет: «Такая сложность состоит в том, что материализм и идеализм далеко не всегда составляли два „взаимонепроницаемых лагеря“, а в решении некоторых вопросов соприкасались и даже перекрещивались»[3]. Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма. Не случайно к деизму примыкали мыслители и материалистического (Ф. Бэкон, Дж. Локк), и идеалистического (Г. Лейбниц), и дуалистического (Р. Декарт) направлений. Но еще более наглядно единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель).

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопросо монизме, дуализме и плюрализме. Монизм (от греч. monos – один, единственный) – философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов – материалистический и идеалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным, духовным. Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках современной науки положительно решена быть не может.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, – агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления – скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

 

 








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 601;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.03 сек.