Понятие личных неимущественных прав в гражданском праве

В рамках комплексного регулирования личных прав необходимо выделять гражданско-правовой аспект. В связи с этим в теории были высказаны две точки зрения на гражданско-правовое регулирование личных прав. Долгое время господствующим являлось представление о том, что гражданское право не регулирует, а только охраняет эти права. Однако в дальнейшем появился иной подход к этой проблеме. В литературе справедливо подчеркивалось, что правовое регулирование и охрана прав не могут противопоставляться, поскольку регулирование означает охрану прав, а их охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений. Теперь же в связи с данной в ст. 2 ГК формулировкой, подчеркивающей, что гражданское законодательство только защищает личные неимущественные отношения, необходимо вновь вернуться к теоретическому обоснованию соотношения категорий «охрана» и «защита» в праве вообще и в гражданском праве в частности.

Специфика гражданско-правового регулирования личных прав определяется предметом гражданского права. В соответствии со ст. 2 ГК гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ. Такая формулировка дала основания вновь высказать мнение о том, что гражданское право не регулирует личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, а к предмету гражданского законодательства отнесены имущественные отношения и отношения неимущественные, но связанные с ними.

Представляется, что для такого вывода нет достаточных оснований. Прежде всего, в теории права отчетливо проводится мысль о том, что активная роль права выражается в его функциях. При этом в качестве одной из важнейших функций права рассматривается охранительная функция, под которой понимается направление правового воздействия, нацеленное на охрану господствующих общественных отношений, их неприкосновенность. По мнению В. П. Казимирчука и С. В. Боботова, функцию охраны общественных отношений выполняет правовая система в целом. Охранительная функция опирается на весь комплекс правовых норм и правовой деятельности. Основное назначение охранительной функции — предотвращение правонарушений и других социальных отклонений.

Следовательно, с точки зрения функционирования права в целом охрана является его важнейшим атрибутом. При этом охрана общественных отношений осуществляется правом как в случае, когда речь идет о нарушении (защита) чьих-то прав или охраняемых законом интересов, так и в случае, когда какие бы то ни было нарушения отсутствуют. Вместе с тем возникает вопрос о том, различаются ли категории «охрана» и «защита», когда речь идет не о функционировании права в целом, а о реализации правовых норм. Б. Н. Мезрин полагает, что под охраной в праве должно пониматься регулирование прав вообще с включением сюда и защиты прав. Ряд ученых-цивилистов считают, что в рамки охраны или обеспечения в области регулирования субъективных прав и интересов включается превенция, защита, ответственность и т. д., применяемые раздельно или в сочетании.

Итак, категория «охрана» в гражданском праве по своему объему гораздо шире понятия «защита» и полностью охватывает его. Под осуществлением гражданско-правовой охраны общественных отношений следует понимать применение всех норм гражданского права, которые обеспечивают их нормальное и беспрепятственное существование и развитие, а под осуществлением гражданско-правовой защиты общественных отношений должно пониматься применение лишь тех способов и средств, которые используются при совершении правонарушения. Изложенное не оставляет сомнений в том, что с точки зрения теории отсутствуют какие бы то ни было основания для исключения отношений, защищаемых нормами определенной отрасли права, из ее предмета.

Кроме того, в ст. 17 Конституции РФ, как и в ст. 2 ГК, подчеркивается, что речь идет прежде всего о неотчуждаемых правах и свободах человека, которые не только охраняются, как уже отмечалось ранее, по существу, всей системой права, но и составляют смысл и содержание деятельности государственной власти. Это в полной мере подтверждается тем, что согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Само собой разумеется, что неотчуждаемые права и свободы человека не могут регулироваться нормами какой-либо одной отрасли права.

Что касается иных неимущественных благ, то по смыслу п. 2 ст. 2 и ст. 150 ГК гражданское законодательство не в состоянии защищать те из них, которые не нуждаются в этом в силу самого их существа. К такого рода благам можно, например, отнести национальную принадлежность, родной язык и выбор языка общения, вероисповедание и некоторые другие. Однако подавляющее большинство личных неимущественных благ должно защищаться гражданским законодательством, поскольку согласно ст. 128 ГК они рассматриваются в качестве одного из видов объектов гражданских прав. В ст. 150 ГК, специально посвященной нематериальным благам, устанавливается, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Однако в случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК и другими законами в порядке и в случаях, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Из анализа норм ГК вытекает,

* во-первых, что подавляющее большинство нематериальных благ являются объектами гражданских прав;

* во-вторых, что нематериальные блага защищаются нормами гражданского законодательства в случаях и пределах, вытекающих из существа нематериального блага, возможности использования гражданско-правовых способов защиты прав, а также характера последствий нарушения соответствующего права;

* в-третьих, что в ст. 2, 128, 130 и других ГК ничего не говорится об отнесении личных неимущественных отношений к предмету гражданского права или же, наоборот, об исключении этих отношений из его предмета.

Поскольку при рассмотрении личных прав необходимо выделять гражданско-правовой аспект, следует четко определить, в чем именно он может выражаться. Проиллюстрируем это на одном из примеров. Право на личную неприкосновенность можно выделить в нескольких вариантах:

* в государственно-правовом смысле — как провозглашение самого права и установление общих гарантий его осуществления (ст. 22 Конституции РФ);

* в уголовно-процессуальном смысле — как определение средств, позволяющих обеспечить реализацию этого права в случае осуществления государством уголовного преследования против какого-либо лица.

Согласно ст. 11 УПК РСФСР никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Если же лицо подверглось аресту, то оно вправе обжаловать и требовать судебной проверки законности и обоснованности содержания его под стражей. Причем постановление судьи об освобождении лица из-под стражи, вынесенное в результате судебной проверки, подлежит немедленному исполнению, а прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно лишенного свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором. Вместе с тем не вызывает сомнения и то обстоятельство, что существует особый гражданско-правовой аспект права на личную неприкосновенность, выражающийся в существовании права на неприкосновенность внешнего облика.

Личные неимущественные права в гражданско-правовом смысле представляют собой урегулированные нормами права связи между определенными субъектами по поводу личных неимущественных благ. Следовательно, личные неимущественные права в гражданском праве — это субъективные права граждан, возникающие вследствие регулирования нормами гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. Личные неимущественные права существуют как субъективные права и регулируются гражданским правом независимо от их нарушения. Поэтому представление о том, что гражданское право может лишь защищать их, но не в состоянии регулировать данные отношения, является недостаточно полным и точным.

При характеристике личных неимущественных прав как субъективных гражданских прав необходимо отметить, что эти права являются правами строго личного характера. Это означает, что данные права согласно ст. 150 ГК принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, являются неотчуждаемыми и непередаваемы другим лицам иным способом, кроме случаев, предусмотренных законом, когда в установленном им порядке личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами (в том числе наследниками правообладателя). Кроме того, имеются также все основания отнести эти права к категории исключительных. Какой бы теории ни придерживались при определении сущности юридического лица, следует иметь в виду, что оно является искусственным субъектом права и потому не может вообще иметь личных прав (право на деловую репутацию непосредственно связано с имущественными правами).

Далее, это права неимущественные. Они никоим образом не связаны с имущественными правами. Закрепленный ст. 150 ГК перечень неимущественных благ как объектов гражданских прав с очевидностью свидетельствует об этом. Важно иметь в виду, что указанный перечень не является исчерпывающим, поэтому объектами гражданских прав могут быть и иные нематериальные блага, лишь бы они принадлежали гражданину от рождения или в силу закона.

По своему характеру личные неимущественные права являются правами абсолютными. Следовательно, управомоченному лицу противостоит неопределенный круг лиц, обязанных воздерживаться от каких бы то ни было нарушений личных неимущественных прав граждан. В литературе справедливо отмечается, что суть гражданско-правовой охраны личной жизни состоит в обеспечении свободы гражданина определять поведение в индивидуальной жизнедеятельности по своему усмотрению, исключающему вмешательство в его личную жизнь со стороны других лиц, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.

Вместе с тем личные неимущественные права как права абсолютные имеют специфику по сравнению с иными субъективными правами подобного рода (например, правом собственности). Главной особенностью личных неимущественных прав является то, что в их структуре отсутствует одно из правомочий, характерное для других абсолютных прав. Если право собственности предполагает возможность управомоченного лица осуществлять наиболее всеобъемлющим способом правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, то для личных неимущественных прав это нехарактерно. Здесь управомоченное лицо осуществляет принадлежащие ему личные неимущественные права своими действиями (например, создает представление у окружающих о собственной репутации) вне рамок права.

В связи с этим для личных неимущественных прав характерно наличие двух правомочий:

во-первых, возможности управомоченного лица требовать от неопределенного круга обязанных лиц воздерживаться от нарушения его права;

во-вторых, возможности прибегнуть в случае нарушения его права к установленным законом мерам защиты.

Таким образом, личные неимущественные права в гражданском праве представляют собой самостоятельный вид субъективных прав, выполняют роль правового средства обеспечения личной (индивидуальной) сферы гражданина от постороннего вмешательства и требуют применения гражданско-правовых инструментов их регулирования.








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 863;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.