Понятие научной картины мира
Согласно «Философскому энциклопедическому словарю», научная картина мира — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов. Но синтез научных знаний при этом выполняется вненаучными средствами — в противном случае возникала бы некая Теория Всего Сущего, а не картина мира, с присущей ей восприятием мира в его целостности, историчностью, ценностной шкалой. Таким образом, обобщение научных достижений в рамках научной картины мира носит образно-философский характер.
Любая система представлений, претендующая на отражение целостности Вселенной, — а то, что именуется «картина мира», безусловно, претендует на это, — должна опираться на оба полюса культуры (п. 1.2) — как науку, так и искусство. Это касается и научных картин мира, выполняющих функцию представительства достижений науки, современных конкретной исторической эпохе, в свойственной той общей культуре. Ведь естествознание присутствует в культуре отнюдь не в виде суммы отдельных естественных наук. Взаимодействуя с социогуманитарной составляющей культуры, оно приобретает оболочку — научную картину мира, — выполняющую роль посредника, интерфейса между наукой и общей культурой.
Важнейшим элементом структуры научной картины мира являются междисциплинарные (или трансдисциплинарные [1]) концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие в основе научной картины
мира, являются ответами на сущностные, основополагающие вопросы о мире. Эти ответы с течением времени, по мере эволюции картины мира, меняются, уточняются и расширяются; однако сам «вопросник» остается практически неизменным по крайней мере со времен мыслителей классической Древней Греции. Каждая научная (равно как и натурфилософская) картина мира, претендующая на универсальность, обязательно включает в себя следующие представления.
· Представления о материи (субстанции).
· Представления о движении.
· Представления о пространстве и времени.
· Представления о взаимодействии.
· Представления о причинности и закономерности.
· Космологические представления.
В п. 6.2 будет рассмотрено, как изменялся каждый из перечисленных элементов по мере исторической смены натурфилософских и научных картин мира.
Исторически первой научной картиной мира была механическая (п. 0), возникшая в XVII–XVIII веках. С тех пор общенаучная картина мира сменилась как минимум трижды. С середины XIX по начало XX века господствовала электромагнитная картина мира, основанная на максвелловской электродинамике и получившая стройность и внутреннюю согласованность благодаря созданию теории относительности. Создание квантовой механики и генетики в начале XX века заставило пересмотреть основополагающие представления о соотношении случайности и закономерности, о самом понятии «объективной реальности» и привело к формированию неклассической картины мира. Наконец, во второй половине XX века начавшийся переход лидирующей роли в естествознании к биологии, перенос акцента на изучение сложных, развивающихся систем, развитие междисциплинарных направлений исследования (экология, синергетика) предопределили возникновение современной, постнеклассической, эволюционной картины мира.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1109;