в физиологической стоматологии.
Теория системогенеза П.К. Анохина объясняет механизмы формирования функциональных систем в онтогенезе. В этой концепции, в отличие от классических представлений о созревании органов, акцент переносится на созревание функций. Системогенез реализует в процессах эмбрионального развития опережающее отражение действительности, филогенез системы, например, для такой важной функции, как сосание. Это обусловлено тем, что в структуре генома человека запрограммировано «предвидение» функции сосания как отражения особенностей экологии новорожденного. Генетическая программа, которая в эмбриогенезе определяет точные сроки закладок и опережающего созревания нервных и исполнительных мышечных компонентов функциональной системы сосания, абсолютно жестка и не допускает никаких ошибок. Новорожденный уже способен осуществлять сосание в полной мере для удовлетворения своей пищевой потребности. Если функция сосания нарушена, то возникают серьезные осложнения в питании ребенка; животные же этом случае обречены на гибель.
Одним из принципов системогенеза является принцип гетерохронного развития компонентов системы, ведущий к фрагментации органов. С этой точки зрения гетерохрония является закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации.
Основными проявлениями целенаправленной деятельности человека с участием органов полости рта, являются сосание, жевание, речеобразование. Акт сосания формируется у человека еще в начальном периоде развития, и после рождения уже полностью проявляется. В отличие от взрослого новорожденный не может ни жевать, ни говорить. Для осуществления этих функций еще не сформировались полностью и не дифференцированы как сами органы, так и взаимодействия между ними и их регуляторные аппараты.
Возрастные изменения функций зубочелюстной системы.
Функциональная система, обеспечивающая формирование адекватного для проглатывания пищевого комка, начинает становление с прорезывания первых зубов (в 6-8 месяцев) и заканчивается с окончанием прорезывания коренных молочных зубов (к 2,5-3 годам). К моменту прорезывания первых зубов ребенок жевать не способен. Однако с момента прорезывания зубов-антагонистов резцовой группы в 10-12 месяцев он постепенно учится откусывать небольшие кусочки пищи. Пищевой комок в этом период еще не формируется. Те части пищи, которые попали в рот, подвергаются сосанию, смачиванию слюной и, если они достигают корня языка, проглатываются. Чаще эти кусочки вместе со слюной выталкиваются языком наружу. Это происходит потому, что губы еще не способны плотно закрывать вход в полость рта, а язык совершает в основном поршнеобразные движения вперед и назад, обеспечивая сосание. При движении языка вперед происходит выталкивание содержимого из полости рта. Это хорошо наблюдается при прикармливании грудного ребенка кашей, часть которой проглатывается, а другая часть выталкивается наружу. В течение нескольких месяцев ребенок постепенно обучается формированию пищевого комка из кашицеобразных продуктов. У искусственно вскармливаемых детей этот процесс идет значительно быстрее. Полноценный пищевой комок обычно формируется к 2,5-3 годам, когда прорезываются все зубы молочного прикуса. В это время ребенок уже самостоятельно может поедать различные пищевые продукты.
Исследования у детей, проведенные методом мастикациографии, показали, что после прорезывания первых молочных зубов жевательные движения еще слабо выражены, аритмичны, чередуются с сосательными. С увеличением количества молочных зубов жевательные движения нижней челюсти становятся более дифференцированными, амплитуда жевательных волн увеличивается, они становятся более ритмичными. К трехлетнему возрасту мастикациограмма становится стабильной.
Увеличение времени формирования пищевого комка и снижение жевательной мощности отмечается у детей в возрасте 9-10 лет, что связывают со сменой IV и V молочных зубов на постоянные. По мере становления постоянного прикуса и окончания формирования зубочелюстной системы, жевательная эффективность повышается и к 12 годам достигает своего максимума. Так, дети в возрасте 10 лет затрачивают на пережевывание ядра лесного ореха массой 800 мг 18 секунд, производя при этом 29-30 жевательных движений. В возрасте 12 лет на пережевывание такого же ореха затрачивается уже 15 секунд при 20-23 жевательных движениях.
После полной смены молочных зубов при интактных зубных рядах мастикациограмма представляет собой последовательное чередование всех элементов жевательных волн, отражающих нормальные жевательные движения нижней челюсти. Начиная с этого времени (12-13 лет) функциональная система жевания до пожилого возраста обеспечивает формирование адекватного для глотания пищевого комка.
В пожилом возрасте происходит увеличение времени формирования пищевого комка, что связано теми инволютивными процессами, которые происходят в зубочелюстном аппарате со старением. С возрастом с потерей зубов функциональная система жевания сначала использует свои компенсаторные возможности. В начале компенсация достигается удлинением времени формирования пищевого комка. В дальнейшем при отсутствии большого количества зубов или полной их потере становится возможным употребление только измельченной, кашицеобразной или жидкой пищи.
На мастикациограммах пожилых людей амплитуда жевательных волн уменьшается. Они становятся менее ритмичными, исчезают дополнительные волны. Это связывают с ослаблением тонуса жевательной мускулатуры и различными нарушениями в зубочелюстном аппарате.
Функциональная система речеобразования начинает формироваться с 8-10 месяцев и заканчивается к 2.5-3 годам. Развитие речевой функции происходит в соответствии с определенной системой языка, которая строится на основе интонационных структур и его фонемного состава. Сам процесс развития речи делят на 1) подготовительный период, включающий крик, гуление и лепет; 2) период понимания речи взрослых, и использование в активной речи слов-предложений, и 3) период овладения фразовой речью.
Первые функциональные связи в соответствующих морфологических структурах, объединяющихся в функциональную систему речеобразования, возникают при крике новорожденного. Акустическая характеристика крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что и звуки речи, совершается на тех же частотах. При этом крик, воспринимаемый слуховым анализатором, стимулирует функциональную активность речевых зон коры большого мозга.
В первые месяцы жизни ребенка появляются голосовые реакции гуления (звуки типа АУ, ЭУ), постепенно приобретающие различную интонационную окраску, что свидетельствует о начинающемся усвоении интонационной закономерности языка.
С 5-6 месяца жизни у ребенка появляются голосовые реакции типа лепета. Он начинает произносить звуки БА, МА, ПА. С 8-9-го месяца лепет становится продолжительнее, обогащается его интонационная окраска, звуки начинают повторяться, постепенно приобретая значения слов (БАБА, МАМА, ПАПА). Органы артикуляции ребенка в это время продолжают развиваться, слуховой анализатор постепенно становится способным к тонким слуховым восприятиям, необходимым для различения фонем. Происходит постепенное совершенствование взаимосвязи речедвигательного анализатора со слуховым, что приводит к образованию речеслухового анализатора.
С 9-10 месяца у ребенка развивается понимание речи, слова приобретают определенный смысл. Постепенно доминирующее значение приобретает само слово как определенное сочетание речевых звуков. Для овладения смысловым составом речи необходимо образование связей между словами и относящимися к ним предметами. Эти связи формируются взрослыми путем связывания конкретных предметов и действий с обозначающими их словами, а также за счет стимуляции активной речевой деятельности ребенка и его речевого подражания.
К концу первого года жизни ребенок произносит по системе языка фонемы, которые он слышит как в речи взрослых, так и в своих звуках гуления (гласные типа А, Е, У) и лепета (согласные типа М, П, Т,). Остальные фонемы (все шипящие, звуки Л, Р) произносятся ребенком позже – на втором и третьем годах жизни.
Активная речь ребенка начинается с первых слов, произношение которых вначале очень несовершенно, комбинация речевых звуков при том лишь отдаленно напоминает слова, которые они должны обозначать. Обычно эту речь ребенка хорошо понимают те, кто с ним занимается, его воспитывает. В этом возрасте слова, сказанные ребенком, могут отражать смысл целого предложения. Например, слово МАМА употребляется, когда мать уходит или пришла. В этот период появляются звукоподражательные слова типа АВ-АВ (собака), ТИК-ТАК (часы) и т.д.
Наиболее бурно развивается понимание речи на втором году жизни. Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простые поручения. Это значит, что функция речеслухового анализатора распознавания акустических структур по системе родного языка сформировалась. Во втором полугодии второго года жизни происходит качественный скачок в развитии активной речи. В это время появляется попытка связывать слова в фразы, используя формы множественного числа. К двум годам жизни ребенка его словарный запас достигает примерно 300 слов.
На третьем году жизни у ребенка отрабатывается правильное произношение фонем, появляются многочисленные фразы, придаточные предложения, активно используются местоимения и союзы. В этот период заканчивается основное формирование функционально системы речеобразования. Большое значение в этом процессе имеет формирование молочного прикуса. Если в нем имеются отклонения (открытый, выраженная прогения или прогнатия), то формирование фонем может замедлиться или нарушиться. Если имеет место аномалия развития языка, мимических мышц, то может проявляться нарушение речеобразования в –виде картавости, шепелявости, косноязычия. Следовательно, способность формирования фонем, а значит, и словообразования, зависит во многом от состояния органов полости та, от степени их участия в фонации.
Затруднения в формировании фонем отмечаются у детей в возрасте 7-8 лет при смене резцовой группы зубов, и в возрасте 12-14 лет в связи с окончанием становления постоянного прикуса в зубочелюстном аппарате.
Формирование функции речеобразования всецело зависит от состояния слухового анализатора, а также от обстановки, в которой развивается ребенок, от степени общения с другими людьми. Дети, глухие от рождения, из-за отсутствия слуховых стимулов, не способны научиться говорить. Частичная глухота и тугоухость также сказывается на способности речеобразования. Потеря слуха даже в зрелом возрасте приводит к изменению речеобразовательной функции.
Большое значение в формировании речи имеет окружающая среда. Если до 10-12 лет ребенок не научился говорить, то в последующие годы говорить он не научится. Известны примеры детей «маугли», воспитанных среди диких зверей в джунглях. Обычно таких детей научить говорить не удается.
Закономерные изменения в речеобразовании наблюдаются у мальчиков в период полового созревания. В связи с перестройкой, происходящей в этот период в гортани, голосовых связках, лицевом скелете, изменяются объем голосового тракта и как следствие этого фонация и голосообразование. При этом голос приобретает новые, индивидуальные оттенки тембра, а в связи с перестройкой психики может произойти изменение темпа речеобразования.
Немаловажное значение в речеобразовании имеет состояние нейроэндокринного гомеостаза. При изменении уровня половых гормонов могут изменяться громкость и тембр голосообразования, возникать мужской тембр голоса у женщин и женский у мужчин.
В пожилом возрасте речеобразование претерпевает определенные изменения, связанные с инволютивными процессами в зубочелюстной системе, в частности в органах словообразования. Изменяется тембр голоса, в нем появляются дрожание, вибрация, нарушается формирование многих фонем.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 772;