Постваучерная приватизация
С завершением ваучерного этапа, в котором участвовало все население, приватизация не прекратилась, но основными участниками ее стали уже сложившиеся в стране частные компании и банки.
Проблема покрытия дефицита бюджета вынуждала государство брать кредиты в коммерческих банках. В качестве кредитного обеспечения, или залога, коммерческие банки часто получали от государства пакеты акций приватизированных предприятий.
Так появились залоговые аукционы, в дальнейшем в связи с продажей в 1995-1996 гг. крупнейших российских нефтяных компаний по мизерным ценам получившие нелестный эпитет «скандальные». Дело в том, что залоговая цена предприятия была много ниже рыночной. Формально в этом не было никаких нарушений: залоговая операция ¾ не продажа, поскольку функция залога состоит только в обеспечении гарантии возврата кредита. Вернув заимодавцу кредит, государство легко получило бы заложенное имущество назад.
Но из-за отсутствия средств государство было неспособно вернуть кредиты, и отданные в залог акции перешли в собственность банков. Поэтому залоговая, т. е. условная цена, устанавливаемая ради избавления кредитора от рисков на заведомо низком уровне, превращалась в продажную на «законном» основании.
Кроме залоговых аукционов, в послеваучерный период приватизации проводились и коммерческие конкурсы, и аукционы по продаже принадлежащих государству пакетов акций (их часто называют денежными аукционами, чтобы отличить от ваучерных аукционов предыдущего периода). Два из них ¾ продажа крупного пакета акций компании «Связьинвест» и небольшой доли акций «Газпрома» ¾ прошли успешно и принесли в казну значительные суммы денег. Примером неудачного денежного аукциона были попытки продажи фирмы «Роснефть» (см. тему 6).
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1061;