Охотничьи собаки

 

За многие тысячи лет содержания собак, человек вывел много различных пород. Охотничьи собаки делятся на собак для подъема дичи, таких как спаниели и терьеры, легавых, борзых и ищеек. Для пасьбы овец и рогатого скота у нас есть пастушьи собаки. Для охраны применяют немецких овчарок и догов. Есть также декоративные, бойцовые и даже съедобные породы, о которых и говорить не хочется!

Из охотничьих собак борзые и ищейки были выведены, чтобы ловить добычу, а собаки для подъема дичи, чтобы найти и поднять дичь для человека с луком, сетью, дротиком, дубинкой, пращой или птицей. В последние годы к этому списку прибавилось ружье, после этого стало модным называть легавых собак "подружейными". Но вы не поддавайтесь диктатуре мерзкой селитры­.

Я охотился с различными породами, среди которых были спрингер, кокер и бретанский спаниель, курцхаар, дратхар, поинтер, ирландский сеттер, lurchers (помесь колли с борзой), грейхаунд, салюки, различные поисковые собаки для охоты на зайцев, лисиц, койотов и оленей, а также различные пастушьи собаки. Обычно у нас наготове всегда есть 2-4рабочих собаки. Мы всегда с радостью приглашаем к себе других натасчиков и берем собак у друзей, чтобы посмотреть как они работают и узнать новую породу. От такого сотрудничества всегда узнаешь много нового, чем сокольники часто пренебрегают.

Хотя для некоторых видов охот, таких как охота на врановых, собаки не требуются, в целом соколиная охота без собак не мыслима. Даже если вам повезет жить в богатой на дичь местности, где вы сможете регулярно напускать без собаки, то вам вряд ли удасться повторно поднять дичь, спрятавшуюся от птицы, что часто происходит во время охоты на фазана или серую куропатку.

Я помню своего первого спрингель-спаниеля "Smokey", которого я обучал "по книге". Он мог припадать перед взлетающей дичью, мог найти запавшую дичь на другой стороне ­реки - он мог все. Но вскоре я обнаружил, что когда вы охотитесь с тетеревятником, то при взлете фазана вы концентрируетесь на собаке и она знает это. Она будет бежать за звоном бубенцов до края земли и между ней и тетеревятником, фазану придется нелегко. Я быстро понял, что от собаки, стоящей в стойке, мало толка; пока мы по правилам подойдем к фазану, он убежит в ближайшую кроличью нору.... Поэтому сейчас я ожидаю от своей собаки, что она бросится за поднявшейся дичью вместе с птицей. В немногих ­случаях, когда мне надо осторожно поднять дичь, например при подъеме выводка белых куропаток (по одной птице) с поинтером, я укладываю собаку командой, свистом или взглядом, а если собака первопольная, то надеваю на нее чек-корду.

Вы должны ясно себе представлять, что нужно делать, когда собака сработает по зверю, например зайцу. Если собака молодая, вы должны быть в состоянии остановить ее, мы приучаем собак не гонять зверей на примере овец, используя для этого электрический ошейник. Но нельзя быть слишком строгим к собаке по отношению к кроликам. Как она может узнать, где граница между разрешенной работой и тем, что вы считаете непослушанием? Один из важнейших моментов в охоте - выбор времени подъема дичи. Когда собака стоит в стойке и вы говорите "Пиль!" вы ожидаете, что собака уверенно пойдет вперед и немедленно, а не через пятнадцать секунд поднимет дичь. Собака, которая топчется на месте, вместо того, чтобы быстро поднять дичь (она начнет так делать, если вы будете продолжать ее сдерживать) может быстро испортить молодого сокола или вынудит его уйти далеко в сторону, где он потеряется. Во-вторых, при охоте на кроликов немногие собаки могут реагировать быстрее, чем птица. Я предпочитаю, чтобы собака азартно гоняла кролика и заставляла его все время двигаться. Когда птица поймает кролика, собака должна лечь около нее и не вмешиваться. Если птица не может справиться с добычей, собака должна быстро умертвить зверя, прикусив ему спину, и затем оставить ее птице. Собака не должна трясти добычу или беспокоить птицу. Когда ловчая птица садится с добычей, особенно при напусках на птиц, которые часто заканчиваютя на некотором расстоянии от сокольника, собака должна оставаться около птицы и охранять ее от хищников, особенно орлов и канюков, а на пастбищах от любопытного рогатого скота. Для этого необходимо, чтобы собака была выращена с птицами и обучена относиться к ним со всем уважением, как к части сокольника, т. е. вас. Таким образом я обучал спрингер-спаниелей, дратхаров и лурчеров (lurcher) для работы с тетеревятниками и различными соколами. Подробности натаски смотрите у Фридерика II фон Гогенштауфена: 267.

При охоте на белую куропатку с поинтером часто получается напустить птицу несколько раз на один и тот же выводок, если собака продолжает стоять в стойке во время каждого напуска. Однако, если вы живете в таком месте как ­Вайоминг, где по словам Bob Berry зимой обитает несколько ­тысяч беркутов, вам лучше обучить свою собаку бежать искать сокола и найдя его, охранять.

Обычно, к концу своей жизни у спаниелей развивается привычка вылезать из зарослей и забегать вперед, чтобы посмотреть, вылетела ли добыча. Это сильно раздражает и потворствовать этому нельзя. Когда вылетает добыча всегда громко кричите "Хoу!" и ругайте собаку, если она выходит из зарослей до крика. Конечно бывают моменты, когда ей необходимо выйти, поскольку добычи в зарослях нет, в этом случае вы ответственны за правильное понимание ситуации. Сигналом собаке должен быть крик "Хоу!", а не звук бубенцов птицы.

Основная задача охотничьей собаки найти дичь, обозначить ее местонахождение и вспугнуть по команде. Для охоты с кругов обычно используют поинтера или сеттера с хорошим поиском и мертвой стойкой. Если вы достаточно опытны, чтобы качественно обучить такую собаку, то лучше поинтера вам не найти. С другой стороны, если вы предполагаете охотиться с кругов всего 3 - 4 недели, а в дальнейшем перейти к другим видам охот, то лучше завести более универсальных собак - курцхара или дратхара. Какую бы собаку вы не завели, она должна иметь широкий поиск, по меньшей мере 200 метров с каждой стороны от вас, а если позволяет видимость то и больше. В хороших условиях собака может отрабатывать до 800 метров (около полумили) между поворотами, поэтому сокольник должен идти очень медленно. Если поиск ведется на автомобиле, собаке можно разрешить уходить еще дальше, но тогда лучше повесить на собаку ошейник с передатчиком. Собака, потерявшаяся в американских прериях, рискует попасться в капкан, поставленный на койота или пуму, и это не считая естественных опасностей. Против ветра при благоприятных условиях собака может почуять запах птицы на расстоянии до 200 метров, но в безветренную погоду эта дистанция сокращается всего до нескольких метров. В хороших условиях собака за один заход может отрабатывать 200 метров, но в плохих условиях ей придется работать не так широко и более аккуратно из-за опасения пропустить или напороться на птицу. Сами птицы ведут себя по разному. Иногда они очень пугливы, они убегают и взлетают прежде чем собака приблизится к ним на расстояние твердой стойки, бывает они взлетают спонтанно спустя пару минут, и кажется, что это - ошибка собаки, когда на самом деле это не так. Когда птицы слишком пугливы, а растительность разрежена, лучше не мешкая отпустить сокола в небо.

Жаль, что многие сокольники натаскивают своих собак как подружейных, ­а не для собственных нужд как подсокольих. У нас нет полевых испытаний для подсокольих собак, главным образом потому что два сокольника никогда не договорятся о том, как должны или не должны работать их собаки. Долго это может продолжаться! Что касается меня, то я за минимальное управление собакой. Как только собака отходит от меня далее нескольких метров, я подаю команду свистом или жестом. Ничто не пугает дичь больше и не портит охоту так быстро, как дикий рев на собаку за какой-то незначительный или предполагаемый проступок.

Показатель хорошего управления собакой - спокойствие и неторопливость, а также достаточная расслабленность позволяющая концентрироваться также на птице, добыче и любовании окрестностями. Предусмотрительность, подготовка и избегание ненужных сиуаций избавят от многих проблем в управлении собакой, наряду с ясным пониманием, что мы охотимся для УДОВОЛЬСТВИЯ, а не ради максимальной производительности. Я не требую от собаки, чтобы она отрабатывала каждую пядь земли и садилась каждый раз, когда я останавливаюсь помочиться, или рыскала, как метроном. Я охочусь, чтобы избежать мышиной возни, а не создавать новую. Если для вас главное добыть дичь, то вы с таким же успехом можете использовать самонаводящую ракету с тепловизором или ядреный пестицид.

Однако есть в соколиной охоте несколько моментов, когда собака должна вести себя безукоризненно. Например, при работе с ястребом, который боится собаки. Под ожидающим на кругах соколом собака должна мертво держать стойку. А при использовании хорьков спокойно к ним относиться. Дрессировать и натаскивать собаку необходимо систематически и сделать это нужно ­заранее. Никогда не дрессируйте собаку, когда вы работаете с птицей; сначала выдрессируйте собаку, а затем работайте с ними вместе.

Ключевая вещь в обучении собаки - "укладка". Для укладки собаки на большой дистанции я издаю один протяжный свист, а вблизи щелкаю пальцами. Если вы можете уложить свою собаку в любое время и в любом месте, тогда выможете, по крайней мере, "выключить ее и решить любую возникшую проблему!» Отработайте эту ­команду безупречно, остальные будут выполняться сами собой. "Лежать" - точная команда, тогда как "Нельзя" - ­команда неоднозначная­, оставляющая собаку в неопределенности.

У меня есть просьба к тем, кто работает с легавыми на вересковых пустошах. Обучите своих собак спокойно ходить на поводке. Не много радости сопровождающему (часто это женщина) удерживать, все время тянущую собаку, в то время как вы фланируете впереди.

Для густых зарослей больше подходят универсальные легавые, особенно те, которые хорошо одеты, как например дратхар или бретанский спаниель. По своему опыту могу сказать, что лучше иметь одну или двух собак, которых вы хорошо знаете и решать с ними различные задачи, чем иметь несколько узкоспециализированных собак. Дратхар не так подходит для охоты на белую куропатку, как английский поинтер, но у хорошего драта можно отработать более твердую стойку, чем у слишком нетерпеливого поинтера с отсутствием тормозов.

Часто случается, что после первой стойки на открытом месте, типа стерни или поля с бураками, дичь уходит в такую чащу, что тонкокожий поинтер не может повторно выставить ее, а только бегает по периметру зарослей. Для таких условий вам необходима собака с плотной шерстью и немалой напористостью.

Собаки быстро учатся менять тактику сообразно ситуации. От взаимопонимания между вами и собакой и частоты выхода в поле зависит проффесионализм собаки. Я не думаю, что можно переоценить важность частой и регулярной охоты, как для птицы, так и для собаки. Профессионализм любой рабочей собаки основан на постоянной работе.

Для очень густых зарослей нет лучше собаки, чем хороший английский спрингер-спаниель. Эта собака в два счета прочешет ежевику, а когда, напав на горячий след, она пару раз тявкнет, я не считаю это недостатком, поскольку этот звук чудесно возбуждает тетеревятника. Кокер-спаниель тоже хорош, но он не может работать дни напролет и поддерживать при этом хорошую форму. Для охоты в лесу с тетеревятником обычно используют команду из 6-8 спаниелей; такого напора не выдержит ни одна дичь. Две - три собаки собьют с толку и поднимут дичь, которая могла бы уйти от одной собаки. Для действительно густых зарослей и нор лучше использовать терьеров или жесткошерстных такс, но они быстро устают и легко теряются в высокой растительности.

Некоторые для подъема дичи рекомендуют использовать спаниелей, а не заставлять это делать поинтеров. Я думаю, что охота на белую куропатку проходит в достаточно быстром темпе и без применения спаниеля. Я предпочитаю поднимать белую куропатку палкой, бросая ее сзади над поинтером, вместо того, чтобы использовать спаниеля, который может испортить поинтеру стойку, поскольку тот будет ревновать, как это может случиться, если поднимать дичь самому. Палкой можно поднять куропатку в нужный момент и направить ее в нужном направлении, нежели это сделает спаниель, особенно если вы хорошо понимаете своего поинтера. Если вы часто охотитесь на кроликов или зайцев в достаточно открытой местности, то лурчер (помесь колли с грейхаундом) ­улучшит зрелищность охоты. Жесткошерстная борзая/колли очень умная, имея рост около 55 см. в холке, она идеально подходит для этих грызунов. Хорошего лурчера можно научить делать стойку, а когда дичь не видна, он может преследовать ее по следу на довольно большой скорости. Вместе с птицей можно спускать только одну собаку, иначе у дичи не останется шансов, и есть риск, что в горячке собаки могут поранить птицу. Подобный способ охоты издавна практикуется на Ближнем Востоке, в Средней Азии и некоторых частях Европы, но многие сокольники его не признают, особенно в Америке, где у этой охоты могло быть большое будущее.

Чтобы собаки хорошо работали они должны быть в хорошей форме, которая достигается регулярными пробежками за лошадью, велосипедом или медленно идущим автомобилем. Наши поинтеры пробегают, по меньшей мере, пять километров со скоростью 20 километрах в час большинство дней в году, исключая дни охоты. От таких пробежек подушки лап становятся твердыми, а мышцы рельефными. Это также продляет срок службы собаки, обычно на два - три сезона, и не забывайте, что лишний сезон с мудрой опытной ­собакой стоит намного больше, чем попытка выжать максимум из молодой собаки. Дома мы содержим своих собак на ферме, где они охраняют территорию и следят за обстановкой. Чтобы собаки не уходили со двора охотиться на кроликов, им дают выбегаться, а в крайних случаях в ход идут электрические ошейники и телеметрия. Если вы позволяете собаке бродить по лесам и охотиться на кроликов, а затем подкравшись к ней ошарашиваете ударом тока и диким ревом, как вы думаете какой это производит психологический ­эффект. Конечно, бывают случаи, когда собаку необходимо запереть в вольере. Но вольеры, как конюшни для лошадей и присады для соколов это необходимое зло для выгоды и удобства владельца. Никакое животное не станет лучше, будучи ограниченным в течение долгого времени­. Когда вы работаете с большим количеством животных, которые должны на подсознательном уровне уметь "читать" вас, а вы их, вы должны как можно больше времени проводить вместе.

При выборе собаки, сначала осмотрите как можно больше рабочих экземпляров понравившейся ­породы, а также исследуйте похожие породы, потенциал которых может быть выше. Затем посмотрите на родителя, а лучше на обоих, естественно рабочих, особое внимание обратите на экстерьер и здоровье, интеллект, движения и нюх. Не придавайте большого значения обученности родителя - это не передается по наследству! Получив несколько выводков щенков, некоторые из которых стали чемпионами, некоторые простыми трудягами, и понаблюдав за их развитием, я понял, что у большинства, если не у всех был потенциал стать ­чемпионами, но конечный результат зависел от хозяина собаки.

Для медленно развивающихся собак, такие как дратхары и универсальных собак, важно заложить прочную основу из дисциплины и полевой работы. Немногие собаки готовы к серьезной работе раньше, чем им исполниться три года, а по большому счету собаку не стоит нагружать приблизительно до четырех лет. Никогда не возите дратхара в салоне, всегда садите его в переносную конуру. Дратхар может погрызть сиденья, боковые панели, обивку крыши, отделку, противосолнечные козырьки и все ручки за пятнадцать минут. Или меньше.

В Новой Зеландии у меня был кокер-спаниель по кличке "Sue" с которым я охотился на калифорнийского перепела. Перепел, спрятавшийся в укрытие, мог перелетать внутри кустов новозеландской ежевики, крайне неудобных для охоты. "Sue" изо всех сил карабкалась за ними, продираясь сквозь шипы. Однажды преследуя опоссума спаниель залез на крупноплодный кипарис (Cupressus macrocarpa) на высоту приблизительно 7 метров. Но из-за своих коротких лап к концу дня он уставал, и я научил его подпрыгивать сбоку лошади, чтобы я смог затянуть ее в седло. Как и большинство ­спаниелей "Sue" был фактически невосприимчив к наказаниям (он попал ко мне будучи в возрасте), и ни один из способов внушения не возымел на него никакого эффекта, за исключением легких телесных повреждений.

Ничто не скрепляет партнерские отношения больше чем охота. Любая собака – идеальный партнер, всегда нетерпеливый, когда вы тянетесь к ягдташу, всегда веселый, когда вам грустно и никогда не задает вопросов. Многие люди, которые сурово обходятся со своей собакой на публике, ласковы с нею наедине. У одного президента Irish Hawking Club был один из наших щенков, я помню как менялся его голос, когда он думал, что его никто не слышит. Да, охотничья собака это что-то особенное.

 








Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 804;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.