ПОДРОСТОК В НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЕ
Из книги: Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. М, 1991
Исследование неформальных молодежных объединений относится к сравнительно новым, но уже запущенным областям нашего общественного знания. Сменилось несколько' поколений неформалов, а ученые все еще находятся в периоде первоначального накопления фактических данных, отчего журналистское расследование, как более оперативное, конкретное и эффективное, до сих пор заменяет нам научные исследования, призванные проникнуть в сущность феномена.<...>
Не подряжаясь на выполнение слишком масштабных задач, мы остановимся лишь на одной проблеме, связанной с социально-психологическими механизмами ряда неформальных общностей подростков. Этот с виду частный и специфичный вопрос относится к разряду наиболее социально острых и эмоционально окрашенных, и к тому же отмеченных криминальными эксцессами и особой агрессивностью общественного мнения. <...>
Несколько слов об истории неформального движения молодежи. В ней явственно просматриваются три основных этапа;
Первый закончился приблизительно в середине семидесятых годов и может быть охарактеризован как предыстория неформальных объединений. По сути, мы имели дело с давно известным феноменом подростковых компаний, с присущей им типичной социально-психологической структурой (лидерами, «звездами», предпочитаемыми, отвергаемыми и «изгоями»). <...>
С 1977 года, ознаменовавшегося появлением первой массовой неформальной подростковой общности — фанатов футбольной команды «Спартак», количество таких объединений стало стремительно возрастать, охватывая все более широкие слои школьников и учащихся ПТУ. <...>
Наконец, на современном этапе существования молодежных групп обращает на себя внимание та дифференциация, которая происходит в «неформальном мире». Часть групп политизируется, пытается принимать активное участие в общественной жизни. Другая, в силу своих существенных особенностей герметически закрыта для постороннего проникновения, а некоторые имеют тенденция к слиянию с асоциальным и преступным миром. <...>
Приходится считаться с тем, что подросток — явление скорее городское, чем сельское, скорее социальный статус, нежели возрастное качество. <...>
Отметим ряд принципиальных положений, необходимых для понимания современного подростничества.
Первое связано с миграционными процессами, в частности, с миграцией сельского населения в город, которая с 20-х годов носит массовый характер. <...> (Забегая вперед, заметим, что в некоторых группах неформалов основной контингент составляют вчерашние сельские выходцы.)
Второе. Последние два десятилетия жизни нашего общества отмечены тектоническими расслоениями общества на сословно-имущественных основах. <...> В период, когда в обществе господствуют корпоративные настроения, когда процветают научные кланы, производственные и управленческие мафии, различные секты «по интересам», когда пришпоривается социально-психологический механизм деления на «мы» и «они», вполне логичным и даже закономерным видится поиск подрастающим поколением своих возрастных общностей, моделирующих окружающую жизнь. <...>
Третье. Неформальное движение ощущало и ощущает на себе постоянное давление «внешних сил»: милиции, семьи, школы, комсомола, прессы. В то время как семья, находящаяся сегодня, мягко говоря, не в лучшем состоянии, потеряла влияние на многих подростков, теша себя иллюзией, что отныне воспитательная функция в основном лежит на школе, сама же школа требовала преимущественно соблюдения правил для учащихся.<...>
В конце 1989 года ленинградские социологи провели исследование, в ходе которого были изучены различные неформальные группы. <...> Всего было исследовано более 40 групп; 70% их участников составляют юноши, 30%—девушки; абсолютное большинство — несовершеннолетние. Вот в кратком изложении полученные данные.
Среди наиболее важных причин, побудивших молодых людей «уйти в неформалы», —потребность в друзьях, в чем-то необычном, а также конфликты в школе, дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше».
Довольны тем, как проводят в группе свободное время, 64% опрошенных. В основном это просто «тусовка на своей площадке». Другой наиболее распространенный способ времяпрепровождения — посещение видеосалона. Молодые люди предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии, эротику. «Сидят у себя в подвале» лишь 15% опрошенных.
70% молодых людей заявили, что у них в группе все употребляют спиртное, 55% — «иногда
хулиганят», 9% — случается
12 —10754 Болотова
фарцуют, 36% ответили, что участники их группы защищают свою ; территорию от других групп, 52% — что бывают драки с другими ! группами, 23% — что не дают спуску приезжим из других республик, 46% — что допускают в группе «свободную любовь».
36% опрошенных заявили, что будут держаться вместе со своей группой, даже если ее действия будут противоправными; 45% постараются не нарушить закон и удержать от этого других. <...>
Более 25% за хорошие деньги согласились бы сами и уговорили своих товарищей защищать кооператоров от хулиганов.
Готовы участвовать в полезном для обществе деле 27%. <...>
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1109;