Археологические периоды в Междуречье
Книга Бытие помещает Адама и Еву в археологические рамки истории Междуречья, конкретнее говоря, южной его части, где находился Эдемский сад (см. главу 5). Учёные разбили древнюю историю этого региона на 9 периодов. В таблице 7.2 показано, как в эти археологические периоды вписываются основные личности и события Книги Бытие.
Время | Археологический период | Библейская личность или событие |
5000-4000 гг. до н.э. | Убейдский | Адам и Ева? |
4000-3200 гг. до н.э. | Урукский | Тувалкаин, Иавал, Иувал? |
3200-3000 гг. до н.э. | Джемдет-Насрский | Ной и Потоп? |
3000-2750 гг. до н.э. | Раннединастический I | Вавилонская башня |
2750-2600 гг. до н.э. | Раннединастический II | |
2600-2350 гг. до н.э. | Раннединастический III | |
2350-2150 гг. до н.э. | Аккадская династия | |
2350-2000 гг. до н.э. | III династия Ура | |
2000-1600 гг. до н.э. | Старовавилонский | Авраам ок. 2000 г. до н.э. Иосиф ок. 1800 г. до н.э. |
Таблица 7.2. Археологические периоды в Междуречье. Если Адам был первым человеком, обитавшим в Южном Междуречье, где, как сказано в Библии, был расположен Эдемский сад, то он должен был жить в Убейдский период. Сравните археологические периоды в этой таблице с периодами в таблице 7.1.
В убейдский период фиксируется первое заселение людьми Южного Междуречья. Древнейшими городами этого региона в данный период (ок. 5000 г. до н.э.) являются Эриду, Телль-э’Уэйли и эль-Убейд (все они теперь разрушены). Археология выявила следующие аспекты этой ранней месопотамской культуры.[253]
1) Полностью развитый земледельческий образ жизни без местных предшественников. Этот земледельческий образ жизни сочетался с рыболовством и выпасом одомашненных животных. Обычными изделиями, которые находят в этих ранних поселениях, являются каменные мотыги и глиняные серпы.
2) Полностью развитый стиль керамики, даже на древнейших убейдских уровнях. В «убейдской» керамике проявляется перекрёстный мотив на глине светлых тонов. Связи убейдской керамики с каким-либо более ранним типом древней керамики в этом регионе не прослеживается, и в Южном Междуречье не открыто ни одного докерамического поселения.
3) Ирригационное земледелие было основано на строительстве каналов. Именно эти каналы, по которым вода отводилась из рек Евфрат и Тигр, позволяли процветать земледельческой цивилизации Южного Междуречья.
4) Сооружались первые храмы-зиккураты, причём при строительстве этих храмов, других зданий и при конопачении лодок использовался битум (смола).
5) Существовал полностью развитый язык (шумерский), родство которого с каким-либо иным языком не выявлено.
Все эти элементы указывают на культуру, возникшую «полноценной». То есть, эта культура произошла не напрямую от примитивного общества охотников и собирателей, а от какой-то более изысканной культуры, окружающей район Междуречья. Однако что это была за культура, всё ещё остаётся загадкой. Как упоминалось в главе 5, наиболее вероятным кандидатом на местоположение Эдемского сада является Эриду (рис. 5.2), на основе и описания местности в Бытие 2:10-14, и клинописных месопотамских текстов. Схождение царской власти с неба произошло, предположительно, в первом городе, основанном в Междуречье, то есть, в Эриду.[254] С библейской точки зрения возможно, что первыми людьми, поселившимися в Эриду, были Адам и Ева после изгнания их из Эдемского сада.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1550;