Глава 7. Адам и Ева и происхождение человека
Бытие 3:20. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
Тема об Адаме и Еве и о происхождении человека – самый трудный для объяснения из всех вопросов соотношения науки и Библии, здесь их в богословском отношении примирить сложнее всего. Позиция церкви по этому вопросу представляется «зафиксированной» и не склонной к изменениям: Адам и Ева – это отец и мать всего рода человеческого. Таким традиционный взгляд церкви остаётся уже много веков, и этот тезис включён во многие «исповедания веры». Более того, церковь в целом не оспаривала этот традиционный взгляд с научной точки зрения, так как важные научные данные против него накопились лишь за последние 50, а особенно за последние 10 лет.
Из своего опыта мне стало ясно, что христиане по вопросу о происхождении человека могут занимать одну из следующих позиций, и я лично знаю христиан, относящихся к каждой из этих категорий.
Неведение. Люди, которые не знают. Многие христиане, а возможно, и большинство, попадают в эту категорию. Научные данные получены относительно недавно и всё ещё находятся в стадии непрерывного изменения, поэтому эта тема не сильно освещалась по телевидению и не обозначена христианским сообществом как предмет для полемики – в отличие от вопроса об эволюции, о которой споры ведутся почти 150 лет. Поэтому большинство христиан незнакомо с этой темой как местом соприкосновения науки и Библии.
Равнодушие. Люди, которым всё равно. Другие христиане осведомлены о наличии научных данных, подтверждающих, что Адам и Ева не были прародителями нас всех, но они предпочитают оставаться к этому равнодушными. Они думают примерно так: «Зачем раскачивать лодку? Если мы проигнорируем эти данные, возможно, они исчезнут». Поэтому такие люди предпочитают не думать на эту тему. Они оставляют всё там, где оно лежит в относительных сумерках, потому что им так проще.
Отрицание. Люди, которые отрицают эти данные. Ещё одна категория христиан отрицает факты, преуменьшая их или дискредитируя их как ненадёжные. Я слышала, как христиане отодвигали факты, говоря, что это «всего лишь несколько старых костей то тут, то там», или что «было доказано, что пилтдаунский человек – это розыгрыш, и если спросить меня, то я скажу, что на розыгрыш смахивает вся эта обезьяно-человеческая ерунда».
Враждебность. Люди, враждебные к этим данным. Некоторые христиане враждебны к фактам потому, что они переворачивают уже сложившуюся у них систему верований. Они изучили данные (или, по крайней мере, их часть), и эти данные расстраивают их в богословском плане, потому что они понимают, что это вызов традиционному мнению церкви. Им кажется, что их загнали в богословский угол, и поэтому они ощущают угрозу и реагируют враждебно.
Гармонизация. Люди, которые пытаются гармонизировать данные. В эту категорию попадает относительно мало христиан, потому что эта задача очень сложная – и с богословской точки зрения, и из-за психологического риска стать изгоями в церкви. Несмотря на эти трудности, в этой главе отстаивается один вариантов гармонизации. Мы искренно верим, что это важный апологетический вопрос, имеющий для веры многих людей решающее значение, и пора прямо разобрать его лицом к лицу вместо того, чтобы «заметать его под коврик».
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 900;