Общая характеристика культуры нового времени
Период с середины ХVІІ века до конца второго десятилетия ХХ века (1917 г.) называют новым временем. В культурном плане это был период угасания феодальной культуры и утверждения культуры буржуазной. Центр культурного развития в Западной Европе переместился в Англию и Голландию, где произошли ранние буржуазные революции, и сложился новый общественный строй. В Италии, где в ходе контрреформации победила католическая реакция, а также в Испании и Германии преобладала феодальная культура. Во Франции соотношение этих культур отличалось относительным равновесием. Установление нового общественного строя привело к радикальным изменениям во всех сферах общественной жизни: в экономике господствующей стала капиталистическая форма собственности; власть в обществе перешла в руки буржуазии, и стали преобладать тенденции к демократизации; в сфере общественного сознания ведущей доктриной становится рационализм.
В европейской культуре нового времени проявились черты, которые можно охарактеризовать следующим образом:
1) Антропоцентризм европейской культуры. Антропоцентризм – это воззрение, согласно которому человек есть центр всей Вселенной и конечная цель всего мироздания. "Человек есть мера всех вещей" – этот тезис древнегреческого философа Протагора выражает суть всей европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Это привело к рождению такого феномена европейской культуры как гуманизм. Гуманизм нового времени включал в себя следующие ценности: уважение к личности; доверие его "естественным" наклонностям и силам; права человека на удовлетворение "естественных" интересов, на удовольствия и радости; право на свободу. Свобода личности стала исходным символом и основной ценностью западной культуры.
2) Инновационный (букв. "нововведение") характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменение привычного образа жизни и мыслей. Данная черта способствовала формированию в новое время цивилизации техногенного типа. Ее характерная особенность – быстрое изменение техники и технологии, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; это способность к умножению знаний и изобретению новой техники.
3) Полицентризм властей, характерный для европейской цивилизации, заключается в рассредоточении власти в обществе. Он включает относительную самостоятельность различных форм власти. Заслуживает особого внимания разделения власти на политическую и духовную, выразителями которых были, с одной стороны, - государство, а с другой стороны, - церковь. Политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть, т.е. по большому счету в то время сферу человеческой нравственности. Поэтому свобода личности, а также другие права человека складывались под влиянием разделения политической и духовной власти. Благодаря этому личность стала независимой, суверенной в вопросах выбора между добром и злом. Именно духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры, науки, поиску объективного знания о природе, обществе и человеке.
4) Европеизм – это направление европейской политической философии, для которой характерно рассмотрение любой проблемы в контексте европейских интересов. Европеизм имеет глубокие корни в истории Европы и европейской культуры. Как явление христианской культуры нашел самое широкое отражение в культуре нового и новейшего времени.
5) Христианские корни европейской культуры. Христианская церковь как институт объединяла Европу "сверху": путем распространения папской власти, она создавала в Европе транснациональную структуру, что способствовало созданию единой европейской культуры. Христианская вера объединяла Европу "снизу" формируя "общеевропейское сознание".
В развитии культуры нового времени выделяют два этапа:
- сер. XVII - XVIII в.в. – эпоха Просвещения
- XIX - XX в. в. - время появления новых идей и идеологий
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1954;