Скульптурный портрет Филиппа Араба
Мрамор. Ок. 245 г.
В 244 году префект претории Марк Юлий Филипп, прозванный за свое происхождение Аравитянином, сверг Гордиана III и был провозглашен императором. Он родился в Босре, римской колонии в Аравии, был сыном главаря разбойничьей шайки. О его деятельности известно немного. Он был способным полководцем; вел удачные войны на Дунае. Был признан римским сенатом. В 248 году торжественно отпраздновал тысячелетие со дня основания Рима, а в 249 году был убит в бою с войсками восставшего против него Траяна Деция в Вероне. В столице его не любили за варварское происхождение, но, вероятно, он не был жесток, так как не прослыл тираном.
До нашего времени дошло около десяти портретов Филиппа Аравитянина, хранящихся в крупнейших музеях мира. Один из лучших — портрет, находящийся в Эрмитаже. Изображен сильный крупный человек с простым, грубым лицом. Его большая, почти прямоугольная голова и мускулистая шея покоятся на широких плечах. Туника и тога образуют множество разнонаправленных глубоких складок. Величина бюста придает портрету торжественный и импозантный характер. Такое решение бюстов характерно для второй четверти и середины III века.
Портрет Филиппа Аравитянина стоит в ряду таких превосходных реалистических памятников второй четверти III века н. э., как рассмотренные портреты Максимина Фракийца, Бальбина и других. Та же лепка формы крупными скульптурными массами, акцентирование с. 80 основных черт лица за счет отказа от всех второстепенных деталей. Волосы даны общей массой, расчлененной множеством прямых насечек, создающих впечатление густых коротких прямых волос. Они хорошо подчеркивают форму черепа. Скульптор показал бугроватый лоб, изборожденный глубокими морщинами, сильно выдающиеся надбровные дуги, сдвинутые брови, образующие вертикальные морщинки над переносицей. Хорошо проработаны скулы, подчеркиваемые впалыми щеками. От широкого носа вниз, к углам рта проходят глубокие складки.
Большую роль в усилении эмоционального воздействия портрета играет сопоставление ярко освещенных и затененных частей скульптуры. Оно оживляет образ и подчеркивает его структуру. Портрет очень индивидуален, характерные черты личности Филиппа Аравитянина переданы с большим мастерством. Он производит впечатление человека, который верит только в свои собственные силы, изображен настороженным, ожидающим опасностей, угрожающих ему отовсюду, и готовым отразить их.
96. Рельеф Саркофага Людовизи
Саркофаг Людовизи или Большой саркофаг Людовизи (итал. Sarcofago Grande Ludovisi) — древнеримский саркофаг, предположительно датируемый 250-ми гг. Саркофаг известен своей плотной и неклассической композицией, образованной скорченными и высоко эмоциональными фигурами римлян и готов. Иллюстрирует направление в римском искусстве, типичное для кризиса III века.
Саркофаг был обнаружен в 1621 году в захоронении около Тибуртинских ворот Рима, в связи с чем известен на латыни как Via Tiburtina Sarcophagus. Как и многие обнаруженные в то время антики, поступил во владение кардинала-непота Л. Людовизи. В настоящее время экспонируется в палаццо Альтемпс, входящее в составНационального музея Рима.
Данный саркофаг принято относить к группе из примерно 25 позднеримских саркофагов, датированных примерно 170—210 годами и происходящих из Рима, реже изАфин. Они восходят эллинистическим памятникам малоазийского Пергама, изображающим победы пергамцев над галлами. Наиболее известным представителем этой группы произведений искусства является саркофаг Портоначчо. Все саркофаги этой группы предназначались, очевидно, для военачальников.
Высота мраморного саркофага составляет 153 см. Его поверхность полностью покрыта горельефными фигурами. Крышка саркофага, разбитая в 1945 году в Майнце, изображает детей варваров, передаваемых римлянам предположительно их отцами. Центральной фигурой на лицевой панели является конный римский военачальник, возможно, представляющий покойного. Его лицо спокойно, а жест, который сложно интерпретировать, может означать прощание. X-образный знак на его лбу интерпретируют как крест, получаемый обращёнными на мистериях Митры как знак расположения бога Митры, популярного среди римских солдат. Мужество, демонстрируемое всадником, может означать прижизненную доблесть на поле боя, однако вместе со знаком указывает на победу над смертью.
Центральную фигуру некоторые специалисты отождествляют с Гостилианом, сыном императора Деция, чьё самостоятельное непродолжительное правление началось в 251 году после гибели отца и старшего братав битве при Абритте с готами. Деций Траян и Геренний Этруск первыми среди римских императоров погибли от рук чужеземцев. В отличие от отца и брата, Гостилиан умер от чумы.
97. Арка Константина
Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.
Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:
Искусство Римской империи IV века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.
Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение — к лету 315.
Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».
Аттик
На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161—180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169—175). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.
На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 2672;