Культура СССР в 20-е-30-е гг. XX в.
С октября 1917 г. новая власть стремилась подчинить себе авторитетную в народе Русскую Православную Церковь (как, впрочем, и другие религиозные конфессии). В 1922 г., под предлогом борьбы с голодом, начинается конфискация ценностей церкви, а затем – массовый террор против оппозиционного власти духовенства. С другой стороны, советская власть поддерживает лояльную часть духовенства (т.н. «обновленцев»).
Под мощным давлением власти православные иерархи вынуждены были идти на смягчение своих позиций. Патриарх Тихон опубликовал в июле 1923 г. обращение к епископату, духовенству и мирянам с призывом повиноваться новой власти.
Начало НЭПа приводит к смягчению позиций интеллигенции по отношению к советской власти. В 1921 г. в Праге бывшими кадетами и октябристами Н.В. Устряловым, Ю.В. Ключниковым, А.В. Бобрищевым-Пушкиным был издан сборник статей «Смена вех». Сменовеховцы призывали к сотрудничеству с советской властью.
Значительная часть русских ученых продолжила свою научную деятельность – родоначальник отечественной аэродинамики Н.Е. Жуковский, создатель геохимии, радиобиологии, биохимии и учения о ноосфере В.И. Вернадский, химики Н. Д. Зелинский и Н. С. Курнаков, биохимик А. Н. Бах. Возникает и новая, советская, наука. Активно развивались исследования в области генетики (Н.И. Вавилов), физики (П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, Л.И. Мандельштам), корабельного дела, ракетостроения (Ф.А. Цандер).
Советское государство пыталось поставить духовную жизнь общества под свой контроль. В 1921 г. упразднена автономия высших учебных заведений. В 1922 г. был создан специальный цензурный комитет – Главлит. В августе 1922 г. из страны было выслано около 160 оппозиционно настроенных видных ученых и деятелей культуры (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Н. Прокопович, П.А. Сорокин, С.Л. Франк) – «философский пароход».
Под административный нажим попали все писатели и деятели искусств, не желавшие воспевать новую власть - М.А. Булгаков, Е.И. Замятин, участники литературных групп «Серапионовы братья» {М.М. Зощенко, В.А. Каверин, К.А. Федин), «Перевал» (Э.Г. Багрицкий, А. Веселый, М.М. Пришвин), Л.М. Леонов, А.Н. Толстой, М.С, Шагинян.
В то же время, в стране открывались новые институты и университеты. Еще в годы гражданской войны при высших учебных заведениях были созданы первые рабочие факультеты (рабфаки) – подготовительные курсы для поступления в Вузы. При этом выходцам из буржуазно-дворянских и интеллигентских семей доступ к высшему образованию был затруднен.
В 1919 г. был принят декрет о ликвидации неграмотности. Создается система специальных школ и курсов – «ликбезы».
В 20-е гг. продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты Серебряного века русской литературы (А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.). Гроза, пронесшаяся над Россией, дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского и С.А. Есенина. Ставили спектакли классики театральной режиссуры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Устраивали выставки картин последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других дореволюционных объединений художников (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.). Большую активность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма – в поэзии, живописи, театре, архитектуре (В.Э. Мейерхольд, К.С. Мельников, В.Е. Татлин и др.).
Несмотря на идеологические перегибы, в 20-е гг. были созданы замечательные произведения литературы и искусства – эпопея «Тихий Дон» (М.А. Шолохов,1928), фильм «Броненосец «Потемкин» (С.М. Эйзенштейн, 1925) и т.д.
Цели культурной революции 1930-х гг.:
Подготовка специалистов для модернизации советского общества. Особенно остро ощущалась нехватка инженерных кадров. Для реализации этой цели продолжается политика повышения образовательного уровня населения. В 1930 г. в стране было введено всеобщее начальное образование. В 30-е гг. была в основном преодолена неграмотность. В 1937 г. всеобщим стало семилетнее образование. Открываются сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических.
Установление тотального контроля государства над духовной жизнью общества. Создаются централизованные подконтрольные правительству «творческие союзы» интеллигенции: Союз композиторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.), Союз художников (в 1932 г. – на республиканском уровне, во всесоюзном масштабе оформлен в 1957 г.). Господствующим творческим направлением был провозглашен «социалистический реализм», требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто описания «объективной реальности», но и «изображения в ее революционном развитии». Утверждение жестких канонов художественного творчества углубило внутреннюю противоречивость развития культуры, характерную для всего советского периода.
В стране огромными тиражами публиковались произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И. Гете, У. Шекспира, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Регулярно публиковались новые произведения А.М. Горького, М.А. Шолохова, А.П. Гайдара, А. Н. Толстого, Б.А. Пастернака.
Событиями театральной жизни стали спектакли К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова.
Развивается советский кинематограф. Первый звуковой фильм - «Путевка в жизнь» режиссера Н.В. Экка. С огромным успехом идут в кинотеатрах «Семеро смелых» С.А. Герасимова, «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Н. А. Дзигана и др.
Значительный вклад в развитие мирового музыкального искусства внесли С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович.
Заметным явлением в развитии изобразительного искусства стали картины и скульптуры В.И. Мухиной («Рабочий и колхозница»), М.В. Грекова, архитектурные сооружения В.Л. Весниных, А.В. Щусева.
В 30-е годы были достигнуты заметные успехи в области ядерной физики и электроники (П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе), математики (И.М. Виноградов, М.В. Келдыш), физиологии (школа академика И.П. Павлова), биологии (Н.И. Вавилов), теории космических полетов (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандлер).
Мировую известность получили исследования дрейфующей станции «Северный полюс-1», возглавляемой И.Д. Папаниным, беспосадочные рекордные перелеты Б.А. Чкалова, В.К. Коккинаки, М.А. Громова, В.С. Гризодубовой.
Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж.Я. Котин - танк КВ, М. И. Кошкин – Т-34), самолетов (А.И. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В.Г. Грабин, И.И. Иванов, Ф.Ф. Петров), автоматического оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).
Но одновременно вычеркивались целые историко-культурные пласты, не вписывавшиеся в схемы партийных идеологов. Подвергалось гонениям и замалчивалось творчество М.А. Булгакова. С.А. Есенина, А.П. Платонова, О.Э. Мандельштама, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, П.Н. Филонова.
30-е годы стали временем невиданных гонений на церковь. Разрушаются уникальные памятники церковной архитектуры: храм Христа Спасителя, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле и т.д.
В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)» И.В. Сталина, ставший идеологической базой исследований и преподавания не только истории и философии, но даже технических дисциплин.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1809;