Средневековая схоластическая философия. Боэций, Эригена.
Состояние больного | Баллы |
Открывание глаз | |
произвольное | |
на обращенную речь | |
» болевой стимул | |
отсутствует | |
Двигательная реакция | |
выполняет команды | |
на болевой раздражитель целенаправленная | |
» » » нецеленаправленная | |
» тоническое сгибание | |
» разгибание | |
отсутствует | |
Речь | |
ориентированность полная | |
спутанная | |
непонятные слова | |
нечленораздельные звуки | |
отсутствует | |
Прогноз благоприятный | |
» неблагоприятный |
Система Apache II (Acute Physiology and Chronic Health Evaluation)
Показатель | Баллы | ||||||||
+4 | +3 | +2 | +1 | +1 | +2 | +3 | +4 | ||
Температура,°С | >41 | 39-40,9 | 38,5-38,9 | 36-38,4 | 34-35,9 | 32-33,9 | 30-31,9 | <29,9 | |
САД, мм рт.ст. | >1б0 | 130-159 | 110-129 | 70-109 | 50-69 | <49 | |||
ЧСС в 1 мин | >180 | 140-179 | 110-139 | 70-109 | 55-69 | 40-54 | <39 | ||
ЧД в 1 мин | >50 | 35-49 | 25-34 | 12-24 | 10-11 | 6-9 | <5 | ||
Градиент А-а Р02, мм рт.ст.1 РаO2, мм рт.ст.2 | >500 | 350-499 | 200-349 | <200 >70 | 61-70 | 55-60 | <55 | ||
рН артериальной крови | >7,7 | 7,6-7,69 | 7,5-7,59 | 7,33-7,49 | 7,25-7,32 | 7,15-7,24 | <7,15 | ||
Содержание в сыворотке крови: | |||||||||
НСОз-, ммоль/л3 | >52 | 41-51,9 | 32-40,9 | 23-31,9 | 18-21,9 | 15-17,9 | <15 | ||
Na+, ммоль/л | >180 | 160-179 | 155-159 | 150-154 | 130-149 | 120-129 | 111-119 | <110 | |
К+, ммоль/л | >7 | 6-6,9 | 5,5-5,9 | 3,5-5,4 | 3-3,4 | 2,5-2,9 | <2,5 | ||
креатинина, мг% | >3,5 | 2-3,4 | 1,5-1,9 | 0,6-1,4 | <0,6 | ||||
Гематокрит, % | >60 | 50-59,9 | 46-49,9 | 30-45,9 | 20-29,9 | <20 | |||
Лейкоциты,109 | >40 | 20-39,9 | 15-19,9 | 3-14,9 | 1-2,9 | <1 | |||
Шкала Глазго4 | |||||||||
ЭОФФ |
1 А-а — альвеолярно-артериальный градиент по кислороду, если Fi02 > 50 %.
2 Если Fi02 <50 %.
3 Учитывается только при отсутствии данных газового состава артериальной крови.
4 Сумма == 15 — баллы по шкале Глазго.
XXXVII. Эпилог.
Вильгельм и Мария правили вместе пять лет. Похоронив свою добрую женушку, Вильгельм семь лет просидел на троне один. Пока он правил, жалкий человек, который некогда был Яковом Вторым Английским, умер во Франции. До самой смерти он всеми силами (а сил у него было не очень много) старался свести в могилу Вильгельма и вернуть себе утраченные владения. Французский король объявил сына Якова законным королем Англии, и его называли во Франции Шевалье Сен-Жорж, а в Англии - Претендентом. Отдельные безумцы в Англии, и особенно в Шотландии, становились время от времени сторонниками Претендента, - будто страна не была сыта по горло Стюартами! - и многим это стоило жизни, и немало случилось от этого бед. Король Вильгельм умер в воскресенье, седьмого марта 1702 года, став жертвой несчастного случая: лошадь его споткнулась под ним. Принц всегда отличался храбростью, патриотизмом и обладал выдающимися талантами. Он был нелюдимым, и друзей у него было не так много, но королеву свою он любил всем сердцем. Когда он умер, на его левом предплечье нашли привязанный черной лентой перстень с ее локоном.
Наследовала Вильгельму принцесса Анна, всеми уважаемая королева, правившая двенадцать лет. При ней, в мае 1707 года, был закреплен союз Англии и Шотландии, и две страны объединились под именем Великобритании. Потом, с 1714 по 1830 год, правили четыре Георга.
Во времена Георга Второго, в 1745 году, Претендент дал о себе знать в последний раз и устроил заварушку. Он тогда уже был стариком и вместе со своими друзьями, которых называли якобитами, возлагал надежды на младшего сына Карла Эдуарда, известного как Молодой Шевалье. Шотландские горцы, всегда беспокойные и неразумные, когда дело касалось Стюартов, поддержали Эдуарда, он приехал, и в Шотландии, пожелавшей видеть его королем, поднялось восстание, погубившее многих отважных и честных дворян. Карлу Эдуарду не легко было снова убежать за границу: за его голову назначили высокую цену, но шотландцы были ему на редкость преданы, и после нескольких романтических приключений, вроде тех, что пережил Карл Второй, он добрался до Франции. Немало чудесных историй и восштительных песен родилось во времена якобитов из сочувствия к ним. Но во всем остальном Стюарты всегда были настоящим проклятием для страны.
В правление Георга Третьего Англия потеряла Северную Америку, силой принуждая ее платить налоги. Эта огромная страна, получившая независимость при Вашингтоне, стала Соединенными Штатами, одной из величайших держав на земле. Сейчас, когда я об этом пишу, страна эта защищает своих подданных, где бы они ни находились, с достоинством и решимостью, которые могут служить примером для Англии. Между нами говоря, Англия в этом отношении очень много потеряла со времен Кромвеля.
Объединение Великобритании и Ирландии - а оно проходило очень трудно - завершилось в правление Георга Третьего, второго июля 1798 года. Вильгельм Четвертый сменил Георга Четвертого в 1830 году и правил семь лет. Королева Виктория, его племянница, единственная дочь герцога Кентского, четвертого сына Геopra Третьего, взошла на престол двенадцатого июня 1837 года. Она вышла замуж за принца Альберта Саксенготского десятого февраля 1840 года. Королева Виктория замечательная и всеми любимая правительница. И потому я заканчиваю восклицанием: "Боже, храни королеву!"
Средневековая схоластическая философия. Боэций, Эригена.
Схоластика — это, дословно, школьная философия. В современном понимании схоластика — это нечто мертвое, чуждое жизни, реальным человеческим запросам. В IX-XIII вв. под схоластикой понималась конкретная практика преподавания в западных университетах и школах.
Западные школы начали возникать с VII-VIII веков, когда возникает необходимость в укреплении церковной власти, подготовке священнослужителей и образованных монахов. Для этого при монастырях и в епископатах создаются школы. Наиболее известной из первых епископских школ была школа Исидора епископа Севильского, образованная в VII веке в городе Толедо. Ему принадлежит произведение «Начала, или Этимология», в котором он изложил основную школьную программу, преподававшуюся в учебных заведениях того времени.
Другая знаменитая школа (VIII век) была организована в Великобритании Бедой Достопочтенным, известным английским богословом, католическим святым.
Но наиболее знаменитой была школа Алкуина в Британии, в Йорке. Система образования, принятая в этой школе стала наиболее распространенной в последующие века. Алкуин был знаменитым педагогом; он переехал во Францию, когда его позвал король Карл Великий, и обучал самого Карла и его сыновей. Среди произведений Алкуина выделяется «Диалектика», в которой он изложил основные принципы образования.
При Алкуине установилась трехступенчатая система образования: первая ступень -чтение, письмо, латынь, литургические тексты, общее представление о Св. Писании, вторая ступень - семь свободных искусств: грамматика, риторика и диалектика, которая понималась как логика, а затем — арифметика, геометрия, астрономия и музыка. На третьей ступени более глубоко изучали Священное Писание.
В дальнейшем из монастырских и епископских школ начинают образовываться университеты. Первый был открыт в XIX веке в итальянском городе Болонья
Представление о схоластической философии как о чем-то мертвом и застывшем восходит к эпохе Возрождения — эпохе раскрепощения нравов и всеобщего отхода от Церкви и от Бога; именно тогда термин «схоластика» стал пониматься отрицательно. Однако схоластическое преподавание было достаточно грамотным, а схоластическое образование — необходимым для христиан того времени.
Схоластическая философия — это философия определенного временного промежутка (XI-XIV вв.), основанная на том положении, что при нашем познании Божественных истин определенная роль принадлежит и вере, и разуму.
Можно по-разному относиться к этой философии и даже смеяться над вопросами, которые схоластики задавали друг другу в XI-XIV вв. (например, сколько ангелов поместится на конце иглы?), но одно важное достижение схоластической философии необходимо отметить - это скрупулезный и тонкий анализ и умение определить все, что можно определить, и вычленить все, что определить невозможно
Северин Боэций родился в Риме около 480 года. Еще юношей он женился на дочери Симмаха; консулом стал в 510 году. В 522 - 523 годах он исполнял обязанности начальника канцелярии при дворе Теодориха. Зимой 524 года он был осужден и затем казнен за действия "в ущерб императорской власти".
Сочиненияподразделяются на 4 группы: учебные руководства по квадривиуму (Наставление в арифметике, в 2 кн., Наставление в музыке, в 5 кн.), работы по логике (диалектике) ( переводы логических трактатов Аристотеля «Категории» и др.), богословские( «О Троице» «Против Евтихия и Нестория») и философский (Об утешении философией, в 5 кн) трактаты.
Боэций, утешаемый Философией. Миниатюра из трактата «Утешение философией». XII в. (Национальная б-ка. Вена)
«Утешение философией» - последнее сочинение Боэция, написанное во время пребывания в тюрьме в ожидании казни. Трактат, отличающийся большим жанровым разнообразием, где поэзия различных стихотворных размеров сочетается с прозой, имеет форму диалога между персонифицированной Философией и Боэцием, в котором «госпожа наук» стремится утешить попавшего в опалу философа. В контексте этого диалога исследуются понятия блага и блаженства, поднимаются вопросы теодицеи, Промысла Божия и судьбы, соотношения Божественного предведения и человеческой свободной воли. Основными идейными источниками «Утешения» являются сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Марциана Капеллы, Прокла Диадоха и блж. Августина. Многократное цитирование в этом предсмертном, по сути исповедальном, сочинении языческих авторов при отсутствии упоминания имени Христа и Св. Троицы, ссылок на Свящ. Писание порождает недоумение читателей и исследователей Боэция. Выдвигались предположения, что вера Боэция была недостаточно глубокой и искренней или даже что перед смертью он отрекся от христианства. Однако в трактате нет ничего доказывающего, что его автор не был христианином, более того, встречающиеся богословские положения (признание единого Бога, Творца и Промыслителя, Божественного предведения, свободы воли и др.) неверно было бы связывать исключительно с влиянием языческой античности. В ср. века на Западе «Утешение философией» было одним из самых известных и популярных философских произведений; в течение IX-XVI вв. оно было переведено на большинство европейских языков.
Философия и богословие.Разнообразие жанров и задач сочинений Боэция создает трудность в представлении его учения целостным и стройным: взгляды Боэция-философа часто не согласуются с его взглядами как богослова. При этом он не богословствует в собственном смысле слова, а скорее пытается применить логико-философские аргументы к объяснению христианских догматов.
Боэций различает 3 части философии: теоретическую, практическую и логическую. Теоретическая философия, в свою очередь, делится на 3 составляющие: физическую, математическую и богословскую. Богословие, согласно Боэцию,- отвлеченная наука, изучающая Божественную сущность, отделенную от вещей, нематериальную и неподвижную. В своих исследованиях богословие опирается на умственное познание, не опускается до воображения, связанного с чувственностью, но всматривается «в саму форму, которая поистине есть Форма, а не образ, та Форма, которая есть само Бытие и из которой происходит бытие». Боэций говорит здесь о так называемом естественном богословии, известном еще в античности. В этом смысле он не отличает богословие от философии и делает богословие составной частью последней. Но как христианский богослов Боэций добавляет к этому богословие Откровения, основанное на Божественном авторитете - Свящ. Писании - и на «всеобщем [церковном] Предании», должных направлять частные богословские изыскания. Боэций указывает, что в богословских исследованиях необходимо соединять веру и разум, но при этом существует некий предел, за которым «путь разума» не состоятелен. Однако логика играет основную роль в богословии Боэция. Его трактаты по логике оказали огромное влияние на развитие средневековой латинской философско-богословской терминологии, методологии, а также системы обучения. До 2-й пол. XII в. зап. богословы были знакомы с логическим учением Аристотеля и Порфирия исключительно благодаря работам Боэция. Его труды дали толчок длительному средневековому спору о природе и способе бытия общего, т. н. универсалий. Проблема заключается в том, имеют ли роды и виды (общие понятия, универсалии) самостоятельное бытие или же образуются разумом. Боэций приходит к выводу, что роды и виды не могут существовать ни самостоятельно, ни только в мышлении. Опираясь на аристотелевскую теорию обобщения абстрагированием, Боэций заключает, что универсалии существуют в телесных и чувственно воспринимаемых вещах, но постигаются отдельно от чувственного. Ум (дух) выделяет общие признаки предметов, получая понятие рода, и рассматривает их в виде чистой формы как таковой. Иными словами, роды и виды существуют в телах как общие признаки, мыслятся же они как субстанции, не нуждающиеся для своего бытия в другом. Боэций фактически только намечает проблему будущих споров реалистов и номиналистов, сознавая трудность поднятых им вопросов.
Учение о Боге. 1.Сущность и свойства Божии. Божественная сущность есть Форма без материи, и потому она есть то, что она есть. Бог есть Единое, в котором нет никакого множества. В Нем совпадают субъект и предикаты. Однако это не мешает Боэцию отдельно рассматривать важнейшие свойства Божии. Так, Бог является самодостаточным и независимым, что выражается у Боэция термином subsistentia (самостоятельность, осуществленность Бог является также благим, точнее, Он есть Высшее Благо, потому что Он есть высшее совершенство, и лучше Него ничего нельзя себе представить. Поскольку высшее благо, к которому все стремятся, есть блаженство, Бог есть само Блаженство. Бог есть самое прекрасное и самое могущественное, единственное, чего Бог не может сделать,- зло. Бог находится повсюду, поскольку всякое место находится при Нем и готово быть Им воспринято; в то же время Он не может находиться ни в каком месте, поскольку Он вообще не может быть вмещен местом. Бог есть всегда, т. е. Он существует в вечном настоящем, которое постоянно, неподвижно и устойчиво и создает вечность. Боэций определяет вечность как «совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни»
2. Триадология. В трактате «О Троице» Св. Троица представляется вечным и неизменным отношением Бога к Самому Себе. Такой подход можно охарактеризовать как своеобразный модализм, лишающий Лица Св. Троицы ипостасного бытия, представляющий Их лишь в качестве способов, «модусов» проявления единого Бога и далеко отстоящий от православного учения.
Однако в трактате «Против Евтихия и Нестория» Боэций дает принципиально иное, в духе каппадокийской школы, определение понятий «лицо» и «ипостась». Согласно Боэцию, «лицо - это индивидуальная сущность разумной природы». Боэций пишет: в Боге «есть одна сущность, или осуществленность Божества, и три ὑποστάσεις, то есть три лица». В учении Боэция о Св. Духе присутствует элемент западной традиции: нерожденный и нерождающий Св. Дух исходит от Отца и Сына.
Иоанн Скот Эриугена (или Эригена) (810—877) был выходцем из Ирландии. В 847 году он переселяется в Галлию, куда его приглашает правитель Галлии Карл Лысый. К тому времени в Западной Европе обостряются философские и богословские споры, в частности, возникает спор о свободе и предопределении. Многих не могло успокоить известное августиновское положение: с одной стороны — человек свободен, а с другой — при сотворении мира все люди были предопределены: одни ко спасению, другие — к осуждению.
В 851 г. Эригена написал работу «О божественном предопределении» согласно которой зло не существует, а к несуществующему нельзя предопределить. Единственное предопределение Богом человека состоит в том, что Бог дает человеку свободу. А источником зла является злоупотребление человеком этой свободой.
Этот труд Эригены был осужден как еретический, но король его, тем не менее, не изгнал и не лишил своего благословения.
Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 970;