Понятие внепроизводственной деятельности.
Сущность социологического подхода и исследованию проблем быта заключается в том, что эти проблемы рассматриваются через анализ складывающихся форм внепроизводственной деятельности. Характерная особенность этой сферы состоит в том, что деятельность здесь организуется обществом не непосредственно, как в производстве или политической жизни, а скорее косвенно: человеческие действия в этой сфере менее формализованы, больше зависят от индивидуальных свойств личности. Если труд в современном народном хозяйстве и управление выступают в виде общественно организованных, формализованных (институционализированных), преимущественно коллективных, действий, то повседневная внепроизводственная деятельность протекает, как правило, в форме индивидуализированных, лишь косвенно формализуемых действий и затрагивает главным образом область личной и семейной жизни. Роль первичной социальной ячейки, которую в производственной сфере выполняет производственный коллектив, вне производства играет семья.
Предметом социологии быта является изучение социальных закономерностей, социально значимых форм повседневного поведения и деятельности людей, связанных с организацией индивидуального и семейного потребления, ведением домашнего хозяйства, повседневной культурной жизнью, воспитанием детей, досугом, развлечениями, отдыхом и т. п.
У подавляющего большинства взрослых людей в современном обществе (особенно социалистическом, где все трудоспособное население занято в народном хозяйстве), подобные виды деятельности заполняют основную часть внерабочего времени.
В рамках изучения быта, отождествляемого с внепроизводственной сферой социальной жизни, особое значение со многих точек зрения имеет анализ свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью как угодно5. Время этой свободной деятельности – время, которым можно располагать6, К. Маркс, называл свободным временем и специально, подчеркивал, что именно оно составляет «настоящее богатство» коммунистического общества, обеспечивающее возможности «для удовольствий, для досуга»» открывающие «простор для свободной деятельности развития7.
Поскольку свободное время играет первостепенную роль в становлении всесторонне развитой, гармонической личности, оно образует ценнейший элемент внепроизводственной сферы социальной жизни. I
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 720;