Философия Просвещения
18 в. вошел в историю как эпоха Просвещения. Просвещение – это идейное течение, представители которого требовали ограничить влияние религии и церкви на все сферы общественной жизни, распространяли передовые философские и научные знания. Мировоззрение просветителей оптимистично. Они верили:
1) в безграничные возможности разума в деле познания мира: природы, общественной жизни, самого человека;
2) человек по своей природе – доброе и непорочное существо. Люди рождаются ангелами, которых портит жизнь в несовершенном обществе;
3) вооружённый знаниями добрый по природе человек может построить справедливое и совершенное общество, обеспечить его бесконечное прогрессивное развитие и счастливое будущее человечества.
В центре внимания мыслителей эпохи Просвещения оказались проблемы социальной философии. Влиятельнейшим философом был Жан Жак Руссо(1712-1778).
«Люди рождаются свободными, равными и непорочными» - исходный тезис философии Руссо. Почему же тогда в обществе царят несвобода, неравенство и всеобщая вражда? Почему «человек человеку – волк», как утверждал английский философ 17 века Томас Гоббс? Виновата деспотичная государственная власть. Тогда возникает вопрос: как и зачем появляется государство? Церковь столетиями утверждала, что всякая власть от Бога, и поэтому свята и неприкосновенна. Руссо же популяризировал теорию «общественного договора», по которой государство имеет не божественное, а земное, естественное происхождение. В первобытном обществе добрые по своей природе люди жили в мире и согласии без государства. Но потом появилась собственность, началась война всех против всех, и каждый должен был сам себя защищать. Устав от вражды, люди заключили неписаный договор, что часть своей свободы они отдают государству, то есть обязуются ему повиноваться, а взамен оно обязуется охранять их от разбойников и внешних врагов. Таким образом, главная цель государства – охрана своих подданных, забота о них, обеспечение свободы и равенства людей. Если же государственная власть сама начинает нарушать права людей, делает их несвободными и неравными, тонарод имеет полное право совершить революцию для смены деспотической власти более справедливой. В отличие от остальных просветителей с их оптимистической верой в разум, науку, просвещение, прогресс Руссо увидел отрицательные последствия этих явлений. По мнению Руссо, за развитие науки и искусства человечество расплачивается падением нравов. Дикари жили по принципу «один за всех, все за одного». Цивилизация испортила людей, теперь каждый озабочен личными интересами. Восстановить нравственность, избавиться от многих недостатков общества можно путем отказа от городской цивилизации, возвращения к природному, естественному состоянию жизни.
Особое значение Руссо придавал воспитанию человека. Предполагалось, что под воздействием правильно организованного процесса воспитания и образования все граждане станут нравственными и просвещёнными. Родившихся непорочными детей нужно забирать у родителей, портящих их своим воспитанием, отдавать на воспитание профессионалам. Детей нужно увозить из городов, которые являются рассадниками порока, в деревню, воспитывать без насилия, с учётом врождённых интересов и способностей.
Социально-философские идеи просветителей оказали большое влияние на общественную жизнь. Просветители стали идеологами и вдохновителями Французской революции конца 18 в., проходившей под лозунгом «Свобода, равенство, братство», а также революций последующих столетий. Именно с Французской революции 1789 года начался отсчёт современной истории, так как западные общества стали основываться на системе демократических ценностей, главными из которых считаются свобода и равенство всех граждан перед законом.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 1071;