Философия Древнего Китая
Наиболее влиятельные философские учения Древнего Китая — конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство — это этическое учение, основанное Конфуцием в 6-5 вв. до н.э. Конфуций жил в эпоху жестоких междоусобных войн и стремился разработать такие нормы поведения людей, которые бы способствовали установлению мира и порядка в обществе. Нормы конфуцианской морали:
1. человеколюбие. Конфуций является одним из авторов «золотого правила нравственности»: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»;
2. строжайшее исполнение установленных ритуалов, традиций, посредством которых люди выражают доброжелательные и уважительные отношения друг к другу – это гасит инстинкт агрессии;
3. почтительное отношение к старшим по возрасту и общественному положению, выполнение их указаний;
4. трудолюбие, добросовестное исполнение своих профессиональных, семейных, гражданских обязанностей, соответствие своему статусу (сын должен быть хорошим сыном, отец – хорошим отцом, студент – хорошим студентом и т.д.);
5. образованность.
Конфуцианство существенно повлияло на формирование уникального облика китайской цивилизации. В современном Китае большинство граждан считают нормы конфуцианской морали правильными и утверждают, что ориентируются на них в жизни.
Основателем даосизма является Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.). В отличие от конфуцианства, сосредоточенного на совершенствовании общества, даосизм выяснял место человека во Вселенной, устройство мира и его наиболее общие закономерности. Дао (по-китайски «путь») — центральное понятие даосизма, это сверхчувственная реальность, являющаяся основой мира, всеобщим законом, которому подчиняется все существующее. Дао не обладает свойствами и характеристиками объектов естественного мира, и поэтому его невозможно описать с помощью слов. Про Дао можно только сказать, что оно совершенно и неизменно.
В противоположность неизменному Дао в естественном мире всё находится в движении. Причиной всеобщего движения является противоборство двух противоположных мировых сил – инь иян. Инь и ян неотделимы друг от друга, любой объект – это единство инь и ян, то есть единство противоположных свойств.
Активная деятельность человека по преобразованию мира, по мнению Лао-цзы, ведет к нарушению всеобщего закона Дао и является причиной всех бед и несчастий. Лао-цзы считал, что нужно придерживаться принципа «недеяния», который означает не бездействие, а органичное вписывание, приспособление к окружающей среде, отказ от попыток изменить естественный ход вещей. Эта идея нашла воплощение в искусстве фэн-шуй. С точки зрения фэн-шуй, мир пронизывают потоки энергии. Энергия может быть позитивной и негативной. Человек может улучшить свою жизнь, если отведёт от себя потоки отрицательной энергии и сфокусирует на себе как можно больше позитивной энергии.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 869;