ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт (1809—1882) — британский естествоиспытатель, автор теории проис­хождения видов путем естественного отбора.

ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт (1809—1882) — британский естествоиспытатель, автор теории проис­хождения видов путем естественного отбора. Закончил Кембридж (1831). Во время путешествия на корабле "Бигл" (1831—1836) собрал огромный материал по бо­танике, зоологии, палеонтологии и антропологии. Ос­новные сочинения: "Путешествие натуралиста вокруг света" (1839), "Происхождение видов путем естествен­ного отбора, или Сохранение благоприятствуемых по­род в борьбе за жизнь"(1869; первый набросок в 1842); "Изменение домашних животных и культурных расте­ний" (т. 1—2, 1868); "Происхождение человека и поло­вой отбор" (в двух томах, 1871), "Выражение эмоций у человека и животных" (1878), а также работы по геоло­гии (об образовании коралловых рифов), редактирова­ние фундаментального пятитомного издания "Зооло­гия" (1839—1843). В "Происхождении видов..." Д. сформулировал пять видов доказательств эволюцион­ной теории: 1) доказательства относительно наследст­венности и культивации с учетом изменений, получен­ных путем одомашнивания; 2) доказательства, связан­ные с географическим распределением; 3) археологиче­ски обоснованные доказательства; 4) доказательства, связанные со взаимным подобием живых существ; 5) доказательства, полученные из эмбриологии и на базе исследования рудиментарных органов. По мысли Д., многие полагают, что "каждый вид был сотворен один независимо от другого. Но мой образ мыслей более со­гласуется с тем, что известно из законов, запечатленных в материи Творцом: появление и распространение про­шлых и нынешних обитателей мира обусловлено вто-

ричными причинами, схожими с тем, что определяют рождение и смерть индивида. Когда я рассматриваю живые существа не как особые творения, а скорее как прямых потомков немногочисленных существ, живших давно, в первые века силлурийского периода, они пред­ставляются мне облагороженными". В своем учении Д. доказал несостоятельность креационистских представ­лений о сотворении видов, раскрыл единство расти­тельного и животного мира, выявил основные законо­мерности и механизмы эволюции в живой природе, а также механизмы естественного и искуственного отбо­ра, заложил основы селекции как биологической дис­циплины. Д. совершил подлинно научную революцию в биологическом познании. Он разработал эволюцион­ную картину живой природы, перестроил идеалы и нормы биологического объяснения, ввел в категориаль­ный строй биологического и научного мышления кон­цептуальный аппарат органического детерминизма. Объект биологического познания в теории Д. предстал как сложная иерархическая система, целесообразно приспособленная к неорганическим и органическим условиям существования в результате исторического развития. В категориальный аппарат дарвинского объ­яснения вошли понятия случайности, вероятности, не­определенности, целесообразности. К изучению зако­номерностей естественного отбора Д. были широко применены методы статистики и теории вероятностей. Принципы историзма, эволюционизма, относительного характера приспособительной целесообразности зада­вали обобщенную схему процедур исследования биоло­гических объектов как развивающихся систем. Не риск­нув изначально постулировать генетическую общность человека и человекообразных обезьян, Д. лишь в 1871 в первой главе книги "Происхождение человека и поло­вой отбор", озаглавленной "Доказательства происхож­дения человека от какой-то низшей формы", зафиксиро­вал: "Человек способен воспринимать от низших жи­вотных, например, определенные болезни. Этот факт подтверждает сходство их тканей и крови как структур­ное, так и композиционное, что можно увидеть и в ми­кроскоп, и посредством химического анализа... Лекар­ства производят на них то же действие, что и на нас. Многим обезьянам по вкусу чай, кофе, алкогольные на­питки, более того, я сам видел, с каким наслаждением они курят табак... Трудно переоценить моменты обще­го структурного соответствия в строении тканей, в хи­мическом составе и конституции между человеком и высшими животными, особенно антропоморфными обезьянами... Человек и прямоходящие животные сло­жены по общей модели, прошли те же примитивные стадии развития, сохранили общие черты. Поэтому мы смело можем говорить об общем происхождении. Толь-

ко естественный предрассудок и высокомерие заставля­ют нас искать родство с полубогами. Однако не за гора­ми день, когда покажется странным, что натуралисты, сведущие в сравнительной истории развития человека, могли когда-то верить в то, что человек создан одним актом творения". Идеи Д. послужили основой ряда кон­цепций в системе социального знания (социал-дарви­низм и др.). По мысли Д., "вращающаяся по своим не­изменным законам гравитации планета эволюциониру­ет, начав с простых, чтобы прийти к бесконечно пре­красным и изумительным формам".

Е.В. Петушкова








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1141;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.