Единая теория поля
Перспективы описания всего происходящего в природе, на основе одной единственной теории «суперсилы», всегда привлекали к себе внимание специалистов. Физики считают, что осуществление этой мечты вполне возможно и может стать реальностью. Решающий шаг на пути к созданию единой теории поля был сделан в 60-е годы XIX века. В 1865 г. Максвелл создал единую теорию, охватившую как электрические, так и магнитные явления, т.е. он создал теорию электромагнитных волн. Согласно этой теории электромагнитные волны, в вакууме, создавая друг друга, распространяются со скоростью света.
Эйнштейн, в 20-х годах ХХ века, предпринял попытку объединить электромагнитное взаимодействие с гравитационным взаимодействием. Однако это ему не удалось. Во времена Эйнштейна еще не были известны фундаментальные сильные и слабые взаимодействия. На основе квантовой механики и теории электромагнетизма удалось создать квантовую электродинамику (КЭД),обладающую высокой точностью и предсказательной силой. Для трех остальных взаимодействий пока нет аналогичных достижений.
Ученые выяснили, что из четырех взаимодействий, существующих в природе между телами, только электромагнитное обладало свойством перенормируемости. Выяснили, что успехи КЭД имеют отношение к симметрии. Физики убеждены, что симметрия служит ключом к пониманию природы взаимодействий. Они считают, что все взаимодействия существуют лишь для того, чтобы поддержать в природе некий набор симметрий. Например, сфера симметрична, арка собора симметрична, законы электричества симметричны относительно замены положительных зарядов на отрицательные и наоборот, законы механики инвариантны, относительно изменения начала отсчета.
Электромагнитное и слабое взаимодействия кажутся весьма разными по своей природе, а в действительности оказались двумя разновидностями единого взаимодействия. Американским ученым Стивену Вайнбергу и Шелдону Глешоу, а также пакистанскому ученому Абдусу Саламу в 1967 г. удалось объединить электромагнитное и слабое взаимодействие. Эту теорию они назвали «Теория электрослабого взаимодействия». При распаде нейтрона в слабом взаимодействии участвуют четыре частицы различных типов: нейтрон, протон, электрон и нейтрино. Действия слабых сил приводят к превращению одних частиц в другие, а электромагнитное взаимодействие не изменяет природы участвующих в нем частиц.
Вайнберг и Салам установили, что для поддержания локальной симметрии необходимы три новых силовых поля, кроме самого электромагнитного поля. Соответственно, должны существовать дополнительно к фотону еще три новых типа частиц – переносчиков слабого взаимодействия, по одному для каждого поля. Эти частицы назвали векторные промежуточные бозоны. Испуская, квант электрослабого поля, электрон превратится в нейтрино, или нейтрино превратится в электрон по схеме: n+ →p+e-. Нейтрон (n) и нейтрино ( ), сталкиваясь, превращаются в протон (p) и электрон (e-). В нейтроне d-кварк, испуская виртуальную частицу W- , превращается в u-кварк, тем самым нейтрон превращается в протон. Нейтрино поглощает частицу W- и превращается в электрон.
Таким образом, теория предсказала существование трех частиц W-, W+ и Zo– переносчиков квантов слабого взаимодействия. Здесь английская буква W взята из начальной буквы слова weak – слабый. Кроме того, теория предсказала, что частицы – переносчики слабого взаимодействия имеют огромную массу: m( )=m( )=80ГэВ; m(Z0)=90 ГэВ.
В условиях слабого взаимодействия происходит спонтанное нарушение симметрии. Неустойчивое симметричное состояние системы спонтанно переходит в устойчивое состояние, с нарушением симметрии. Это можно наглядно продемонстрировать, используя шарик и мексиканскую шляпу «сомбреро». Шарик находится на вершине шляпы, в центре, симметрично относительно вертикальной оси, но в неустойчивом состоянии. Вдруг шарик с вершины шляпы падает, спонтанно нарушается симметрия системы, но шарик приобретает устойчивое состояние. Устойчивость обусловленанарушением симметрии. Таким образом, Вайенберг и Салам совместили несовместимое – калибровочную симметрию и частицы с ненулевой массой покоя, переносчиками квантов электрослабого поля.
Перенормируемость теории электрослабого поля проверили с помощью компьютерной программы. Расчеты показали, что все расходящиеся бесконечные члены уравнения взаимно сократились. Этот факт свидетельствует о высокой степени симметрии, заложенной в теории электрослабого взаимодействия.
Открытие в 1983 г. предсказанных W─ , W+ и Zo – частиц означало торжество теории Вайнберга–Глешоу─Салама. За выдающиеся достижения Вайнберг, Глешоу и Салам, в 1979 году, были удостоены Нобелевской премии по физике.
8.8. Теория «Великое объединение»
После блестящего подтверждения на опыте теории электрослабого взаимодействия, физики заинтересовались возможностью дальнейшего объединения фундаментальных типов взаимодействий. Намечалось объединить с электрослабым сильное взаимодействие. Для этого было необходимо сначала сильному взаимодействию придать черты калибровочного поля. Суть идеи состоит в следующем. Каждый кварк служит источником глюонного поля. Известно, что электромагнитное поле порождается зарядом только одного сорта, а для создания более сложного глюонного поля потребовалось три различных цветовых заряда (е/3, «-»е/3 и 2е/3) с условными названиями, соответственно: красным, зеленым и синим. Красный кварк может превращаться в зеленый или в синий кварк и наоборот.
Создание теории «Великое объединение»взаимодействия рассматривается по тому же сценарию, что и теория электрослабого взаимодействия. Для создания локальной калибровочной симметрии, в каждой точке пространства необходимо введение компенсирующих силовых полей. Расчеты показывают, что требуется восемьновых компенсирующих силовых полей. Частицами – переносчиками этих полей, являются глюоны восьми типов. Кварк, испуская глюон, меняет свой цвет. Например, красный кварк, испустив, красный глюон, изменит свой цвет на синий цвет.
Кварки участвуют как в сильном, так и в слабом взаимодействии. Глюоны изменяют цвет кварка, а слабое взаимодействие изменяет его аромат.Например, d-кварк испуская W- - частицу превращается в u-кварк. В протоне три кварка постоянно обмениваются глюонами, изменяя свой цвет. Цвет кварков меняется с соблюдением следующего правила. В любой момент времени «суммарный» цвет трех кварков должен представлять собой сумму «красный+зеленый+синий». Эту сумму назвали условно «белым цветом», кроме того, сумма цветов кварка и антикварка также «белая». Лептоны лишены цвета, поскольку не взаимодействуют с глюонным полем.
Квантовая теория цвета, или квантовая хромодинамика (КХД) великолепно объясняет правило комбинации кварков. С точки зрения КХД, сильное взаимодействие есть не что иное, как стремление поддерживать симметрию природы. В данном случае - это сохранение белого цвета всех адронов.
Первоначально казалось, что провести экспериментальную проверку существования кварков в адронах нетрудно, т.к. изолированный кварк имеет дробный заряд, и измерить его не составляет трудности. Хотя с тех пор прошло много времени, более 40 лет, однако ученым до сих пор не удалось, при помощи мощных ускорителей «расщепить» адрон, доказать правильность теории кварков. Опыты, проведенные с энергией, многократно превосходящей массы покоя, показали, что протон все равно никак не расщепляется. Казалось бы, кварки внутри адрона связаны столь крепко, что никакие силы в мире не в состоянии разорвать эти связи и освободить кварков. Почему же тогда могут существовать изолированные лептоны, а изолированные кварки - не могут? Дело в том, что лептоны бесцветны, а кварки цветные.
Все известные взаимодействия ослабевают с увеличением расстояния, тогда как в случае сил, действующих между кварками, наблюдается обратная картина. Они ведут себя как кусок резины. Появляется ощущение, что кварки внутри адронов скованы цепями. В настоящее время идея удержания кварков получила всеобщее признание. Удалось понять, каким образом взаимодействие между кварками усиливается с ростом расстояния. Считают, что глюоны, не только соединяют кварки, но и стремятся соединиться друг с другом. Английское слово «gluon» означает клей. На самом деле гюоны оказались не клеем, а суперклеем.
Таким образом, с появлением КХД, все фундаментальные взаимодействия, наконец, приобрели, единое описание на основе калибровочных полей. В 1973 г., Глешоу опубликовал теорию, в которой электрослабое взаимодействие сливалось с сильным взаимодействием. Это была первая теория «Великого объединения» (ТВО). Ныне существует несколько ТВО. Все они основаны на одной и той же идее – суперсимметрии. Отыскание суперсимметрии – это задача математиков. Единой симметрии, которая обладала бы всеми нужными свойствами, не существует, отсюда и обилие конкурирующих теорий. Однако у них есть общая черта: все ТВО считают, что кварки являютсяносителями сильного взаимодействия, а лептоны – электрослабого взаимодействия. Объединение кварков и лептонов в единую теорию было совершено новой идеей – это важный шаг на пути к ТВО.
Суперсимметрия позволяет превращать кварки в лептоны и даже в антикварки, т.е. осуществляет переходы, абсолютно запрещенные в прежних теориях. Как и прежде, с помощью компенсирующих полей, соблюдается калибровочная симметрия. Компенсирующие поля приводят к открытию новых типов полей, обладающих способностью превращать кварки в лептоны. В простейшем варианте для осуществления ТВО, предложенной Глешоу и связывающей красные, зеленные и синие d-кварки с позитронами и нейтрино воедино требуется двадцать четыре поля. Двенадцать квантов этих полей уже известны: фотон, три частицы промежуточных бозонов (отрицательная, положительная и нейтральная) и восемь гюонов. Остальные двенадцать частиц назвали Х-частицами, их электрический заряд равен е/3 и 4е/3.
Согласно ТВО, протон состоит из двух u-кварков и одного d-кварка. Один из u-кварков испускает Х-частицу и превращается в анти-u-кварк. Из u-кварка и анти-u-кварка образуется мезон (точнее пион). Позитрон не участвует в сильном взаимодействии и вылетает из протона. Таким образом, происходит распад протона на позитрон и пион: р=π0+ е+. Отсюда следует, что самая стабильная частица - протон также распадается и следовательно, в этом мире нет нечего вечного: все рождается, функционирует и гибнет. Даже черные дыры неустойчивы и, в конце концов, взрываются, создавая потоки радиации (Стивен Хокинг - США). Приблизительные расчеты показывают, что время жизни протона около 1031 лет, а масса Х-частицы примерно равна 1014 масс протона. Расстояние, которое проходят Х-частицы равно примерно 10-29 см. Масштаб пространства, где господствует ТВО и происходит распад протона, в триллионы раз мельче мира кварков и глюонов. ТВО напоминает Вселенную внутри протона. Согласно ТВО все три типа фундаментальных взаимодействий могут быть сравнимы по величине на расстоянии примерно 10-29 см. В этом малом расстоянии электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия сливаются в одно взаимодействие, и различие между кварками и лептонами исчезает. Физики называют величину, равную 1014 массой протона, масштабом объединения. Для прямого наблюдения, такого масштаба пришлось бы построить ускоритель, превосходящий по своим размерам Солнечную систему, ускоряющий до энергии 1014 МДж.. Это очень огромная энергия, она позволяет расщипать протона.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 1219;